Стиль
Впечатления Бренды, Шульман и БГ: «Красота и Уродство» по Оксимирону. Слушаем альбом
Стиль
Впечатления Бренды, Шульман и БГ: «Красота и Уродство» по Оксимирону. Слушаем альбом
Впечатления

Бренды, Шульман и БГ: «Красота и Уродство» по Оксимирону. Слушаем альбом

Oxxxymiron вернулся и на этот раз не подложил своим фанатам свинью: новый альбом «Красота и Уродство» вышел в срок, и ни одного старого хита в нем нет. Музыкальный журналист Федор Сучилин послушал все 22 трека и делится соображениями на их счет

Как это часто водится у старожилов жанра, новинка не предлагает ничего, что кардинально сдвигало бы парадигму творчества, — и это печально, потому что услышать Оксимирона в неизведанном ранее амплуа было бы занимательно. В этом смысле Мирон напоминает Эминема, с которым его не раз сравнивали и в честь которого он даже назвал трек с пластинки: Маршалл Мэтерс никогда не стремился экспериментировать, зато всегда возвращался с материалом, который пусть и не может чем-то удивить, зато способен порадовать самых преданных фанатов.

Окси всегда чувствовал себя комфортно на пружинистых и вязких электронных битах, коими изобилуют «Красота и Уродство» — какие-то звучат очень мощно («Агент»), какие-то разочаровывают своей банальностью и соответствием никем не писанным трендам («Партизанское радио»). Сами по себе инструменталы сделаны под стать времени: любители сабвуферов останутся довольны увесистыми ударами басов, а чувствительным гостям клубов и кальянных придутся по вкусу мелодичные баллады.

Никакого индастриала или нойза вы здесь не услышите, увы, хоть трек «Цунами», вошедший в третий микстейп рэпера «Смутное Время», и намекал на возможные сдвиги в звучании. Одна из давних проблем Окси — припевы — также на месте: Мирон плохо поет, и попытки вытянуть хоть какую-то ноту звучат не слишком убедительно, особенно на фоне высокоскоростных дерзких куплетов — лучше всего это заметно в треке «Чувствую». В этой же песне можно заприметить фирменную рефлексию рэпера, которая за годы успела стать своеобразным мемом.
 

«Красота и Уродство» — это не какая-то встряска и даже не новый этап в карьере рэпера.

Что ж, форма ожидаемо не изменилась, а что там с содержанием? От Оксимирона ждали много политики в текстах, и она присутствует, но, к сожалению, скорее в виде размышлений о наболевшем, нежели в виде громкого заявления: Мирон отсылается к недавним событиям, когда многим русскоязычным изданиям был присвоен статус «иностранного агента», к Мединскому, который был уличен в плагиате научных работ (президиум Высшей аттестационной комиссии сохранил за министром культуры докторскую степень по истории.  «РБК Стиль»), или к Q Anon — американской теории заговора, распространенной преимущественно среди правых. А вот Екатерина Шульман, по мнению Окси, гораздо более «сексапильная», чем Ума Турман и Дженнифер Лопес, — бесспорно, именно так либеральное сообщество расценивает одного из своих самых любимых политологов.

Но если эти моменты порадовали, то вот, например, припев песни «Рашн Роуд Рейдж» немного расстроил: строчка «Зачем нам Post Malone, вся страна — пост ГАИ» притянута за уши, а метафора, в ней заложенная, слишком размытая сама по себе. При этом концептуальностью нашумевшего в свое время «Горгорода» здесь и не пахнет: песни не складываются в живописную картину или поучительную историю. Зато альбом зачем-то зациклен, и последние секунды финальной песни повторяют первые секунды вступительной.

Но одного у Окси не отнять: он как был мастером слова, так и остается по сей день. Такого широкого культурного багажа сейчас с лупой не сыщешь среди отечественных рэперов: почти в каждой строчке есть либо игра слов, либо отсылка к поп-культуре. «Улицы — мое второе имя, хоть не Майк Скиннер» — Мирон ловко вплетает имя лидера хип-хоп-коллектива The Streets в казалось бы заурядную строку о собственной причастности к рэп-культуре. Тут же и аллитерация: «Т-Т-Там где-то д-д-дарк техно». А вот «естественный отбор» превращается в ленивый «естестный» — звучит очень аутентично, скажем так, «по-русски», тем более в таком контексте. По всей пластинке также разбросаны многочисленные упоминания модных брендов и лиц, к ним причастных: Демна Гвасалия, Carhartt, Celine, Bottega Veneta и Maison Margiela определенно придают всему происходящему лоска.

Многим было интересно узнать, каких артистов Мирон пригласил на альбом, но никакого шока список гостей точно не вызвал: Дельфин, ATL, Игла. Последний не постеснялся на чужом альбоме упомянуть своего заклятого врага: «Быстрей, чем вы прошарите мой стиль, ко мне приедет Гришин shooter» — Игла здесь ссылается на свой недавний конфликт с OG Buda. Сам Оксимирон пару раз задел Kizaru, который на одной из последних трансляций нелестно отзывался о творчестве рэпера: «Я возвращаю слово "село" в слово Барселона» — именно там живет Олег Нечипоренко (настоящее имя Kizaru).

Обложку альбома, кстати, рисовал Борис Гребенщиков, который хвалил Мирона и признавался, что хотел бы записать с ним песню.

Возвращение Оксимирона — самое настоящее событие, которое привлекло к себе слишком много внимания. Вероятно, синглами и микстейпом Окси попытался нивелировать уровень собственной обсуждаемости, чтобы выпустить альбом чуть позже, когда голоса фанатов поутихнут. Может, даже и получилось, но завышенные ожидания все равно никуда не делись — многие останутся попросту разочарованными, ведь «Красота и Уродство» — это не какая-то встряска и даже не новый этап в карьере рэпера. Это альбом, который был создан, чтобы угодить тем, кто любит Мирона и его творчество: формула не поменялась от слова совсем, а пластинка вобрала в себя все лучшие и худшие стороны того Оксимирона, который еще шесть лет назад перевернул русский хип-хоп с ног на голову. В конце концов, об этом он сам говорит в песне «Рецензия», предрекая слова критиков и простых слушателей.

В то время как немалая часть публики ждала от рэпера экспериментов и откровений, он готовил к выпуску работу, которая не может похвастаться ничем принципиально новым, зато местами умудряется попадать в тренды — получился самый аккуратный русскоязычный релиз года.