Стиль
Впечатления «Википедия», Zoom и другие предсказания братьев Стругацких, которые сбылись
Стиль
Впечатления «Википедия», Zoom и другие предсказания братьев Стругацких, которые сбылись
Впечатления

«Википедия», Zoom и другие предсказания братьев Стругацких, которые сбылись

Фото: Lucrezia Carnelos/Unsplash
Двое советских писателей предрекли немало удивительных вещей. Например, нейросети они описали в романе «Спонтанный рефлекс» 1958 года, а Zoom — в повести «Парень из преисподней» 1973 года. Вот самые удивительные пророчества Аркадия и Бориса Стругацких.

«Википедия»

«Потребовался весь мой опыт и вся моя, скажу не хвастаясь, сноровка в обращении с информационными каналами, чтобы получить те сведения, которые я получил», — сообщает герой романа «Жук в муравейнике», который ищет информацию о неком Щекне. Книга написана в 1979 году. Упоминается, что об этой технологии неизвестно большинству жителей прогрессивной планеты, поэтому пользование всемирной информационной базой — Большим Всепланетным Информаторием — доступно лишь избранным. При этом в предсказанную Стругацкими «Википедию» пришлось отправить 11 запросов и «три из них, как выяснилось, оказались лишними». Это предвидение напоминает современные реалии, в которых пользоваться интернетом дети умеют уже с детского сада, хотя на поиск нужной информации может уйти немало времени.

Автопилоты

Существует несколько уровней автономности машины, где нулевой — это автомобиль, полностью контролируемый водителем. Последний — пятый — подразумевает, что транспорт может ехать без пассажира или с ним, но без участия человека. Машина функционирует благодаря программному обеспечению и сенсорам (радары, камеры). Борис и Аркадий Стругацкие не стали новаторами в этой области, тогда еще фантастической. До их романа «Хищные вещи века», написанного в 1964 году, самоуправляемая машина упоминалась, например, в рассказе Рэя Брэдбери «Пешеход» 1951 года. Тем не менее Стругацкие дали очень реалистичное описание современных беспилотных автомобилей: «Я смотрел, как он подошел к своему длинному автомобилю, рухнул на сиденье, поковырялся в пульте автоводителя, откинулся на спинку и, кажется, задремал. Автомобиль осторожно покатился по площади и, набирая скорость, исчез в тени и зелени боковой улицы».

Клонирование еды

Многие современные продукты были немыслимы еще в XX веке. В будущем мы тоже, вероятно, сможем попробовать много странных вещей — от водорослей из воздуха до омлета, распечатанного с помощью 3D-принтера. Сложно предсказать, насколько это будет вкусно, но космические путешественники из «Далекой радуги», написанной в 1963 году, уже тогда столкнулись с искусственным мясом. В романе такую еду называют «чудесами синтеза» и упоминают о ненастоящих бифштексах, квазибиотических котлетах и синтепище. В 2013 году Марк Пост, фармаколог из Маастрихтского университета, показал людям первый в мире гамбургер с мясом из лаборатории. К 2021 году планируется запустить производство искусственных котлет для широкого потребления.

Модификации тела

Еще сотню лет назад вмешательство в человеческий организм было оправдано только в случае, если риск от операции не превышает риски для жизни без нее. Сейчас нам доступны многие модификации: уменьшение и увеличение частей тела, изменение пропорций, пластическая хирургия, внедрение имплантов. Одни делают это, стремясь к некоему эталону, другие, наоборот, чтобы выделиться из толпы. Писатели предвидели такой поворот событий в 1964 году — они придумали «артиков», людей, которые восхищены возможностью что-то в себе исправить. При этом персонажи вели особый образ жизни: если синтетическую еду и носили одежду из искусственных материалов, дышали дымом. В романе «Хищные вещи века» они старались максимально отдалить свой физический облик от естественного. Один из представителей артиков описан как «длинный худой человек, с ног до шеи затянутый в какую-то серую чешую, с громоздким кубическим шлемом на голове». Персонажа сначала приняли за пришельца или курортника, «которому прописаны особые процедуры».

4D-кинотеатры

На смену распространенному 3D пришли 4D-кинотеатры. По сути, это те же трехмерные фильмы, но с материальными спецэффектами: под зрителями вибрируют кресла, зал наполняется запахами и дымом, а в лицо летят брызги воды в соответствии с происходящим на экране. Стругацкие мечтали о таких развлечениях еще в 1961 году, когда трудились над повестью «Какими вы будете» из цикла «Мир Полудня». Один из героев задумывается над тем, что «было бы здорово разработать для кино методы передачи осязательных ощущений. Представляешь, Борька, на экране кто-то кого-то целует, а ты получаешь удар по морде…». Собеседник ответил, что представляет, потому что у него такое было безо всякого кино.

Zoom

Во многих фантастических рассказах есть описание связи, при которой можно видеть людей на мониторе. Одно из самых ярких — от лица варвара с малокультурной планеты в книге «Парень из преисподней». Повесть написана в 1973 году. «Сидит он перед своими экранами, на каждом экране — по рылу, а то и по два, и он со всеми рылами разговаривает», — так персонаж Стругацких описывает впервые увиденную, совершенно невероятную технологию.

Нейросети

Сегодня нейросети умеют даже определять характер по фото, но самое интересное, что они способны к обучению за пределами встроенных кодов. О подобном говорили многие фантасты; у Стругацких есть схожее описание робота из романа «Спонтанный рефлекс» 1958 года: «Поведение Урма определяется его "мозгом", необычайно сложным и тонким аппаратом». В роботе функционировали «около 18 млн логических ячеек», которые отвечали за его реакции на происходящее и предусматривали несколько вариантов поведения. Любознательный робот вышел из-под контроля в попытках изучить окружающий мир. Подобные сюжеты в литературе и кинематографе встречаются довольно часто, но пока ученые считают, что до восстания машин еще далеко