Стиль
Впечатления «Кинотавр — 2019»: фильмы, которые мы ждем в прокате
Стиль
Впечатления «Кинотавр — 2019»: фильмы, которые мы ждем в прокате
Впечатления

«Кинотавр — 2019»: фильмы, которые мы ждем в прокате

Фото: kinopoisk.ru
Поэзия повседневности, перестрелки 90-х и наших дней, виртуальные и реальные измены: рассказываем, какие фильмы из программы юбилейного 30-го «Кинотавра» нам хочется увидеть в прокате.

«Большая поэзия»

Режиссер Александр Лунгин

Друзья-инкассаторы Виктор (Александр Кузнецов) и Леха (Алексей Филимонов) проводят дни в темной бронированной машине, а вечера — на встречах поэтического кружка в спортзале местного дома культуры или на петушиных боях. Виктор — молчаливый и сдержанный, одиночка с боксерской грушей в пустой квартире, Леха — болтливый и стремительный, с женой, маленьким ребенком, тещей и бесконечными кредитами. Один просиживает над блокнотом со стихами часы, другой тратит на это дело не больше пары минут. У первого — громоздкая и сложно воспринимаемая на слух поэзия, у второго — просто талант. Его он, впрочем, охотнее расходует на ритмичные биты. Черная форма работников ЧОПа добавляет их общей серой повседневности той самой поэзии, которой так жаждет хмурый Виктор: ветеран Луганска, меткий стрелок и смелый инкассатор, способный не растеряться в критический момент (образ, принесший Александру Кузнецову приз за лучшую мужскую роль). В жизни у него есть то, чего так не хватает Лехе — хладнокровие и невозмутимость, зато в искусстве он явно может позавидовать присущей другу легкости. Режиссер следит за тем, как оба пытаются стать частью мирной жизни, вписаться в нее, приняв правила, и терпят поражение. Ведь внутренняя война вносит в этот план свои коррективы.

 

 

«Sheena667»

Режиссер Григорий Добрыгин

Снег. Гололед. Вышний Волочек. Машины летят в кювет, а Вадим и Оля планируют сделать непростые дорожные условия частью своего бизнеса. Маленький автосервис у них уже есть, а в мечтах и планах — эвакуатор. Не новый, конечно, а подержанный, из Германии, за которым они вот-вот должны отправиться. Режиссерский дебют Григория Добрыгина — пример высказывания во всех смыслах авторского. Здесь и нетривиальная барочная музыка, и запоминающаяся операторская работа Михаила Кричмана, и деление на смысловые главы, из которых складывается история. Кликнув на случайную страницу в интернете и познакомившись с девушкой по имени Sheena667, Вадим, словно завороженный сиреной моряк, уже готов забыть о своей вполне себе счастливой жизни и променять ее на неровное мерцание экрана.

 

 

«Бык»

Режиссер Борис Акопов

Антона Быкова по имени зовут разве что мама, сестра и брат. Для остальных он Бык: так и короче, и выразительнее. Статусом главаря местной группировки он не то чтобы гордится — за фильм Бык не раз повторит, что таким, как он, быть не стоит. Впрочем, причитающиеся времени — дело происходит в 90-е — и обстоятельствам обязанности выполняет по совести. Фильм дебютанта Бориса Акопова увез из Сочи не только приз за лучшую операторскую работу (ее получил Глеб Филатов), но и главную награду фестиваля — гран-при. И хоть сюжет о «лихой» декаде новым не назвать, режиссеру явно удалось найти тот образ, который запомнился и критикам, и жюри. Бык актера Юрия Борисова должен держать все под контролем. И банду, состоящую из бритоголовых бывших одноклассников, и семью, о которой нужно успевать заботиться, и свое сердце — оно не без изъянов, слишком уж чуткое.

 

 

«Мальчик русский»

Режиссер Александр Золотухин

Александр Золотухин — выходец из той самой мастерской Александра Сокурова в Нальчике, — как и его однокурсник Кантемир Балагов до поступления не видел ни одного фильма мастера. Говорить о том, что событие делит жизнь на «до» и «после» — вроде бы трюизм, но в этом случае трюизм подходящий. Следуя примеру другого своего однокурсника, прошлогоднего победителя конкурса дебютов Владимира Битокова (он получил награду за фильм «Глубокие реки»), Золотухин привез свой первый полный метр в Сочи.

Его герой — оказавшийся в окопах Первой мировой войны добрый и наивный подросток. Он рвется быть нужным: на передовой или по дороге к ней, тащит тяжелые ящики, развлекает товарищей, но при первой же атаке противника теряет зрение, а вместе с ним и возможность вести прежнюю жизнь. Чего, однако, обстоятельства лишить его не могут — того же открытого взгляда, с которым он пришел на войну. Деревенский простачок, благодарно относящийся к помощи и покорно терпящий наказание, он, словно через фильтр, пропускает через себя хронику военных дней и высвечивает чувства и эмоции. Товарищеское плечо, на которое можно опереться, или солдатская шутка, приводящая к порке розгами, — всего этого в «Мальчике русском» в достатке.

 

 

«Мысленный волк»

Режиссер Валерия Гай Германика

«Мысленный волк» Валерии Гай Германики — фильм-размышление, мистический ужастик, направленный в сторону внутреннего, а не внешнего. Сюжет прост: к матери, уединенно живущей на отбившемся от цивилизации хуторе со звучным названием Небылое приезжает из Петербурга дочь. За спиной у нее — рюкзак, в котором восседает сын Васенька, в планах — убедить мать продать дом и вернуться в город. Однако на бабушку традиционалистского толка коротко стриженная и отплясывающая на сельском рейве героиня Юлии Высоцкой похожа меньше всего. Чтобы вернуться домой, им нужно пройти через темный лес. И пока под ногами хлюпает грязь и сгущается туман, мать пугает дочь историей о волке — чудище невиданных размеров, наводящем ужас на местных. Отмахнуться от него скоро будет непросто и ей: придуманный для шутки сюжет обрастает метафизическими деталями, а бытовые ссоры (в отношениях матери и дочери от любви до ненависти и обратно меньше, чем шаг) перемежаются сценами их уже общего, почти животного страха, подчиняющего себе все происходящее.

 

 

«Верность»

Режиссер Нигина Сайфуллаева

У Лены и Сережи вроде бы все нормально. Стабильная работа (он — театральный актер, она — акушер-гинеколог), карьерные успехи, киногеничная квартира и возможность выезжать каждые выходные на Балтийское море. От Калининграда, где они живут, до берега рукой подать. Вот только секса у них нет давно, а с некоторых пор нет и доверия. Сообщения от актрисы, с которой Сережа репетирует дни напролет, приходят слишком часто, их собственные отношения низвелись до формальностей «спокойной ночи — доброе утро», и, убежденная в неверности мужа, Лена начинает изменять сама. Ей, в общем-то, все равно, где и с кем, запланированно или случайно.

Главное — почувствовать, что не ситуация управляет ею, а она сама. Точность диалогов сценариста Любови Мульменко и чуткость оператора-постановщика Марка Зисельсона (оба — постоянные соавторы режиссера) заставляют вспомнить предыдущий фильм Нигины Сайфуллаевой, показанный тоже на «Кинотавре» пять лет назад «Как меня зовут», где две вчерашние школьницы отправлялись на поиски отца одной из них. «Верность» — фильм-фаворит фестиваля — неожиданно остался без наград, однако зрительского внимания лишится едва ли. Слишком долго мы ждали историю, в которой об отношениях (и сексе как важной, но не единственной их составляющей) говорили бы настолько прямо и без прикрас.