Стиль
Впечатления Что Сергей Полунин делал в Тобольске и как это было
Впечатления
Что Сергей Полунин делал в Тобольске и как это было
© Алекс Керкис
В апреле в рамках гастрольного тура по России Сергей Полунин отправился в Тобольск. «РБК Стиль» составил артисту компанию, чтобы узнать, как прошел мастер-класс для детей хореографических школ и почему гастроли не ограничились одной лишь Тюменью.

Конец апреля. Тобольск. Еще пару часов назад здесь шел снег, но сейчас по случаю внезапно выглянувшего солнца на улице барабанит капель. Девочки натягивают чешки и поправляют тугие пучки. Дело происходит в местном доме культуры и через несколько минут в его зал войдет Сергей Полунин, чтобы начать свой мастер-класс. «Меня зовут Сережа», — скажет он и предложит без лишних предисловий перейти к делу, то есть к балетному станку.

Плие, гран-плие, батман тандю, пор де бра, — разминка идет своим чередом, один балетный термин сменяется другим, а за происходящим вместе с операторами тобольского телеканала наблюдает преподавательница балетной студии, одобрительно кивающая на словах Полунина о том, что акценты должны быть острыми, а сосредоточенности танцор не имеет права терять ни на секунду.

«Сражайтесь с самими собой, тогда вы будете становиться лучше каждый день», — спокойно говорит тот, к которому медиа прилепили наклейку «плохой мальчик балета» и еще парочку подыстершихся штампов. Свежей краской они подкрашиваются постоянно. Поводом напомнить о том, что Полунин — «анфан террибль во плоти», становятся то его неоднозначные высказывания в Instagram, то та самая татуировка с портретом Владимира Путина на груди. И пока публикации тиражируются, сам артист улыбается: «Иногда мне странно видеть постоянные повторения, — рассказывает он во время интервью. — После выхода в прокат фильма "Танцовщик" мне все время задают примерно 3–4 одинаковых вопроса. Не только журналисты, но и зрители, куда бы ни приехал. И я думаю: люди считают, что устроены так сложно, мир вокруг сложен, а вопросы всегда одни и те же. Но недавно для меня был урок — не атакуй то, что не твое, не лезь туда». Судя по его словам, урок Сергей Полунин выучил: «Меняй себя, следи за собой изнутри и посмотри, как изменится мир», — заключает он. За фразой из разряда тех, что можно услышать на условном тренинге по личностному росту, стоит, впрочем, никакая не риторика, а желание делать дело.

© Алекс Керкис

Этим делом артист занят прямо сейчас, в репетиционном зале тобольского ДК, где за каждым его движением следят пятнадцать девочек и один мальчик. С детьми он разговаривает не с позиций добившегося успеха взрослого, не раз наблюдавшего за тем, как пылает в экстазе после его выступлений зал или растут в Youtube миллионы просмотров видео на композицию Take Me To Church, а на равных. Его слова совсем не дидактичны, его движения — размеренны. Накануне такой же мастер-класс танцор давал в Тюмени, а после, успев представить на сцене постановку Sacré, провел несколько часов на пути в Тобольск. В Тюменской области и гастроли, и встречи с детьми проходят при поддержке компании «Сибур» и ее программы «Формула хороших дел», название которой удивительно созвучно стремлению самого Полунина — помогать юным и талантливым. «Я строю фонд, который будет заниматься поиском талантливых детей, спонсировать их, открывать школы — делать все то, что поможет артисту творить, жить в искусстве. Это похоже на инициативы Сергея Дягилева, но для меня очень важно, чтобы такая система генерировала и средства, и таланты не только когда я здесь, но и когда меня не будет», — объясняет он.

К положенным 19:00 зал Тобольского драматического театра имени Ершова заполняется зрителями. Сегодня здесь — вечер современной хореографии, поделенный на два акта. В первом — «Видение розы» в постановке Владимира Варнавы, во втором — Sacré, соло Сергея Полунина, поставленное японским хореографом Юкой Ойши на музыку знаменитой «Весны священной» Стравинского. Сюжет о сомнениях и поисках Вацлава Нижинского, которому посвящен балет, Полунин разыгрывает, не жалея ни сил, ни эмоций — роль жившего чувствами гения и безумца для артиста явно не чуждая. Все-таки его подмостки — не Instagram, а настоящая большая сцена.

«Выбирай точку и никогда не отводи взгляда», — сказал Сергей Полунин во время утреннего мастер-класса своему маленькому ученику. Фраза, произнесенная между делом в процессе отработки очередного движения, вдруг начинает казаться чем-то вроде девиза. Тратить свое время на то, что ему не интересно, Полунин не привык, но если уж он выбрал точку, можно быть уверенным: взгляда он действительно не отведет.