28 лет с Николасом Серотой: музеи Тейт остались без директора
Николас Серота — неоспоримая величина в арт-мире. В 2014 году именно он возглавил список самых влиятельных лиц в мире искусства по версии ArtReview, а до этого с 2002 года неизменно присутствовал в его первой десятке. Пока еще директор группы музеев Тейт (Серота покинет свой пост в феврале 2017 года и станет новым председателем Художественного совета Англии) родился в семье будущего министра здравоохранения и шокировал родителей, заявив, что вместо экономики будет изучать в Кембридже историю искусств. Свою первую директорскую должность Серота занял в возрасте 27 лет, возглавив в 1973 году Музей современного искусства в Оксфорде. А спустя три года перешел в галерею Уайтчепел. Там Серота задержался на целых 12 лет, пока в 1988-м не был назначен директором галереи Тейт.
«РБК Стиль» изучил почти три десятилетия «директорства» Сероты и убедился, что сэру Николасу есть чем гордиться.
I
Главной заслугой Николаса Сероты называют преобразование Тейт в мощную музейную группу. Уже в первый год на своем посту он открыл галерею в Ливерпуле, в 1993-м — в городке Сент Айвз в Корнуолле, а в 2000-м — ставший одним из самых посещаемых и влиятельных музеев современного искусства в мире Тейт Модерн. Серота отыскивал места, на первый взгляд неподходящие для демонстрации арт-объектов, и превращал их в точки культурного притяжения. «Вы можете многое понять об отношении общества к современному искусству по местоположению галерей Тейт. Здание на набережной Миллбанк было тюрьмой, Альберт-док в Ливерпуле — заброшенным складом, в Сент Айвзе галерея появилась на месте газового завода, который бомбили люфтваффе. Мы всегда выбираем места, которые больше никому не нужны. Так вышло и с Тейт Модерн, зданию которого мы дали вторую жизнь», — рассказывал Серота в 2012 году в интервью The Financial Times.
II
«В век Интернета и глобальных путешествий музеи больше не могут быть «учебником на стене». Руководствуясь этим убеждением, Николас Серота построил постоянную экспозицию Тейт Модерн, нарушив всякий хронологический порядок. Критиковать Сероту бросились влиятельные арт-критики. Но это не смутило директора Тейт, и в будущем он продолжал придерживаться тематического принципа формирования экспозиций, не боясь размещать Матисса напротив работ художницы Марлен Дюма.
III
В 2014 году в Тейт Модерн прошла выставка «Анри Матисс. Аппликации», куратором которой выступил Николас Серота. За пять месяцев экспозицию посетило более полумиллиона зрителей (560 тыс.), что стало абсолютным рекордом галереи.
IV
В июне 2016 года Николас Серота открыл новое здание галереи Тейт Модерн. Его строительство длилось шесть лет и обошлось в £260 млн. Новое арт-пространство тут же окрестили самым важным культурным зданием страны со времен Британской библиотеки. 10-этажное строение, получившее название Switch House, спроектировали архитекторы швейцарского бюро Herzog & de Meuron. И по словам одного из его основателей Жака Херцога, получилось нечто среднее между «пирамидой в стадии распада и еще только формирующейся пирамидой». Благодаря новому крылу выставочная площадь Тейт Модерн увеличилась на 60%. В Switch House также появились специальные помещения для перформансов — первые в мире.
V
«Мало что мешает мне крепко спать, но я беспокоюсь о покупке произведений искусства, особенно если пропускаю что-то важное», — признавался Николас Серота. За время его работы коллекция Тейт существенно разрослась. В июле 2016 года Тейт Модерн представила новую развеску работ, в которую вошло перформативное искусство, фотографии и произведения художников не только из Европы и Северной Америки, но и из других регионов. Еще 15 лет назад все это было бы невозможно, сообщает The Art Newspaper.
VI
У Николаса Сероты нет личной коллекции произведений искусства. Стены его дома в районе Кингс-Кросс украшает графика Уильяма Хогарта и Ричарда Гамильтона, но, по его собственным словам, большой ценности хранящиеся у него работы не имеют. «Мне может что-то понравиться, но будет странно, если я куплю работу художника, который не представлен в коллекции галереи», — объясняет отказ от коллекционирования Серота.
VII
Вопросы о преемнике Сероте начали задавать еще несколько лет назад. И тогда его ответ был ироничным: «Когда моей дочери было пять, и я не бывал дома столько, сколько было нужно, она спросила меня, не умру ли я в Уайтчепеле. В галерее была мемориальная доска в память о художниках, убитых в бою. Может, и я закончу так же. Но не стоит задерживаться. Все требует обновления. И я не хочу дожидаться, когда меня вынесут из Тейт вперед ногами».