Стиль
Впечатления Неудачный лот: Christie’s распродает скандальные работы XX века
Стиль
Впечатления Неудачный лот: Christie’s распродает скандальные работы XX века
Впечатления

Неудачный лот: Christie’s распродает скандальные работы XX века

Маурицио Каттелан «Он»
Маурицио Каттелан «Он»
8 мая в Нью-Йорке пройдет необычный аукцион «Обреченный на неудачу» — Christie’s выставит на торги 39 лотов, объединенных общей темой «непризнанности» и «непонятости» зрителем. «РБК Стиль» рассмотрел самые любопытные работы.

Маурицио Каттелан «Он»
Эстимейт: $10-15 млн

Скульптуру «Он» итальянский художник Маурицио Каттелан создал в 2001 году. Она изображает стоящего на коленях ребенка с лицом Адольфа Гитлера. В 2012 году во время демонстрации скульптуры в Польше разгорелся скандал, поскольку она была выставлена в районе бывшего Варшавского гетто. Тогда же представители еврейского правозащитного центра назвали работу «жесткой провокацией», оскорбляющей память всех евреев. Сам Каттелан признавался, что даже хотел уничтожить скульптуру. «Я менял свое решение по тысяче раз на дню. Гитлер — это олицетворение чистого страха, образ ужасающей боли, — отметил художник. — Даже произнесение его имени причиняет физическую боль. И, тем не менее, он завладел моей памятью, он живет в моей голове, оставаясь при этом табуированной темой».

Маурицио Каттелан «Он»
Маурицио Каттелан «Он»


Джефф Кунс «Контейнер с мячом, находящимся в полном равновесии»
Эстимейт: по запросу

Инсталляцию с баскетбольным мячом, плавающим в наполненном водой контейнере, американец Джефф Кунс создал в 1985 году. В то время на арт-рынке доминировал неоэкспрессионизм, возникший как реакция на минималистичное искусство и тяготевший к эмоциональной манере и ярким цветам. Тем не менее, Кунс не побоялся представить свою отличавшуюся простотой работу. Для создания инсталляции он проконсультировался с доктором Ричардом Ф. Фейнманом, лауреатом Нобелевской премии. Ученый помог Кунсу рассчитать пропорции соленой и дистиллированной воды, чтобы мяч не всплывал на поверхность и не опускался на дно.

Джефф Кунс «Контейнер с мячом, находящимся в полном равновесии»
Джефф Кунс «Контейнер с мячом, находящимся в полном равновесии»
Брюс Науман «Генри Мур, обреченный на неудачу»
Эстимейт: $ 6-8 млн

Название аукциону было дано с оглядкой на скульптуру Брюса Наумана «Генри Мур, обреченный на неудачу». Над ней американский художник работал на протяжении трех лет — с 1967 по 1970 год, — и в качестве инструмента использовал собственное тело. Так, представленная на торгах Christie’s скульптура — не что иное, как слепок его рук, связанных за спиной. Работу можно интерпретировать двояко. С одной стороны, она говорит о бессилии автора, обреченного жить в тени таких гигантов как Генри Мур. С другой — символизирует обреченность модернизма, представителем которого Мур являлся.

Науман создал несколько версий скульптуры, одна из которых в 2001 году была продана на аукционе Christie’s за $9,9 млн.

Брюс Науман «Генри Мур, обреченный на неудачу»
Брюс Науман «Генри Мур, обреченный на неудачу»

Мартин Киппенбергер «Сначала ноги»
Эстимейт: $ 700-900 тыс.

Еще одна скандальная работа торгов — скульптура немецкого художника Мартина Киппенбергера «Сначала ноги». Автор создал ее в 1990 году и изобразил пьяную, распятую на кресте жабу, держащую в лапе пивную кружку. Сам Киппенбергер называл работу собственным автопортретом, изображающим страдание.

Художник создал несколько похожих работ, одну из которых в 2008 году осудил папа римский Бенедикт XVI. Понтифик написал письмо в итальянский центр современного искусства «Музейон» в городе Больцано, заявив, что амфибия на кресте оскорбляет чувства верующих. Еще дальше пошел чиновник из Южного Тироля Франц Паль. Он окрестил скульптуру «отвратительным куском мусора, расстраивающим множество людей» и объявил голодовку. В результате директор «Музейона» был уволен, а работа удалена из экспозиции.

Мартин Киппенбергер «Сначала ноги»
Мартин Киппенбергер «Сначала ноги»

Марсель Дюшан «L.H.O.O.Q.»
Эстимейт: $400-600 тыс.

Марсель Дюшан утверждал, что смысл всех вещей нестабилен, а значит, его легко можно изменить. Так он поступил и с легендарной «Моной Лизой» да Винчи. В 1919 году он представил портрет «L.H.O.O.Q.», с которого на зрителя смотрела Джоконда с пририсованными усами и бородой. Сам Дюшан объяснял, что «доработал» картину и сделал ее гораздо лучше и современнее. По мнению Ронды Роленд Ширер, исследователя творчества Дюшана, работа была даже большей шуткой, чем думал сам художник-провокатор. Изменив образ Моны Лизы, он невольно придал ей собственные черты.

Марсель Дюшан «L.H.O.O.Q.»
Марсель Дюшан «L.H.O.O.Q.»

Всего Дюшан создал 38 подобных работ разного размера. Одна из последних, 1964 года, и выставлена на торги.