Стиль
Впечатления «Разлом Сан-Андреас»: разгром Сан-Франциско
Впечатления

«Разлом Сан-Андреас»: разгром Сан-Франциско

Фото: Кинопоиск
В российский прокат выходит единственный фильм-катастрофа летнего сезона, в котором Голливуд показывает и свой главный конкурентный плюс — красиво нарисованные сцены разрушения Сан-Франциско, и главную слабость — набитый клише сюжет.

Фильм-катастрофа уже не тот, что раньше. Давно прошли те времена, когда в прокате боролись сразу по два блокбастера о взрыве вулкана («Пик Данте» и «Вулкан» в 1997-м) или даже об угрозе не просто жителям одной маленькой горной местности, а всего мира («Армагеддон» и «Столкновение с бездной» в 1998-м). Когда-то в катастрофах играли главные звезды своего времени Пирс Броснан, Томми Ли Джонс и Брюс Уиллис. Теперь все гораздо скромнее — в прошлом году вышла только одна катастрофа «Навстречу шторму» о торнадо, снятая малоизвестным режиссером Стивеном Куэлом с никак не звездами Ричардом Армитеджом и Сарой Уэйн Кэллиз — это не те люди, о спасении которых в разгуле стихии переживаешь, вжавшись в кресло.

В «Разломе Сан-Андреас», выходящем на этой неделе в мировой прокат, главную роль играет Дуэйн «Скала» Джонсон, и, хотя он безусловная звезда, все же его зовут, когда нужно поднять какую-то тяжесть, или сразиться с мифическим чудищем, или ударить битой какого-нибудь реднека, а не чтобы восхититься его тонкой актерской игрой. Скала — Арнольд Шварценеггер до «Терминатора», спортсмен, снимающийся в кино, в котором нужны мышцы, а не эмоции, и этот факт автоматически низводит «Разлом Сан-Андреас» в поджанр фильмов, который никогда не вырвется из гетто дорогого (бюджет фильма — около $100 000 000), но все же не престижного экшена.

 

 

Скала играет спасателя Рэя Гейнса с драмой в прошлом — когда-то он не успел спасти одну из двух своих дочерей, и та утонула. Жена Эмма (Карла Гуджино уже играла со Скалой в фильме «Быстрее пули») не вынесла горя и ушла к другому, который, конечно же, окажется подонком — как только начнет потряхивать, он тут же сбежит и будет наказан. Завязка фильма строится на такой нелепой случайности, что, несмотря на зрелищные сцены землетрясения (а временами показанный сверху Сан-Франциско раскачивается как ковер во время выбивания), «Разлом Сан-Андреас» между толчками разыгрывает плохо исполненную драму семейного воссоединения, а не катастрофу. Рэй звонит бывшей, чтобы извиниться за вчерашнее — слишком эмоционально отреагировал на новость о том, что Эмма выходит замуж за идеального парня (непонятно что здесь делающий в крохотной роли хороший актер Йоан Граффадд) — того самого, который окажется трусом, как только начнется землетрясение. Конечно же, в момент звонка Эмма находится на самом верху небоскреба, в ресторане со знакомой (появляющаяся на несколько секунд поп-звезда Кайли Миног в смешном камео — по тому, что и как она говорит, сразу становится ясно, что жить ее героине по законам катастрофы осталось недолго). Начинается землетрясение, во время которого во всем здании выживает только Эмма, потому что ей очень идет карабкаться по разрушенным плитам в облегающих джинсах.

 

 

Рэй спасает бывшую, но тут же разведенные родители узнают, что в беду попала их вторая, живая дочь Блейк (Александра Даддарио), и летят на помощь. И тут можно расслабиться и перестать переживать за героев — по закону жанра дочь окажется в воде (землетрясение вызовет цунами, очень красиво надвигающееся на Сан-Франциско с его знаменитым мостом), и отец, превозмогая страшные воспоминания, пойдет ее спасать. Таким образом «Разлом Сан-Андреас» лишается малейшего сюжетного саспенса, потому что законы жанра незыблемы, и кто выживет — известно с первого же знакомства с персонажами. Но если у авторов фильма была цель сократить туристический поток в Калифорнию, они своего добились — охота покататься на сан-францисском трамвайчике отбита минимум до следующего сезона, когда новая катастрофа случится в другом регионе.