Не все русское хорошо продается
Традиционно по успеху «русской недели» измеряют интерес и рыночный спрос на русское классическое искусство. Так повелось с середины 90-х, когда отдельные «русские торги» начал проводить Sotheby’s, а потом к нему присоединились и другие аукционные дома: Christie’s, Bonhams и MacDougall’s. В этом году все пошло не так с самого начала. Sotheby’s пришлось снять с торгов картину Ивана Айвазовского «Вечер в Каире» с эстимейтом в $2,3–3 млн — российская полиция и Интерпол заподозрили, что полотно краденое. Разочаровал и первый день торгов Christie’s. Несколько основных лотов остались непроданными. Среди них картина все того же Айвазовского «Американское судно у скалы Гибралтара». При эстимейте в $3–3,9 млн максимальное предложение за полотно составило $2,5 млн. Также новых владельцев не нашли «Дружина Гэсэр-Хана» Николая Рериха и «Букет цветов в вазе на фоне моря» Ильи Машкова. |
Иван Айвазовский «Американское судно у скалы Гибралтара»
Всего в первый день «русские торги» Christie’s сделали выручку в $8 млн. Причем пятую часть этой суммы принесло полотно Нико Пиросмани «Арсенальная гора ночью». Его за $1,46 млн приобрел бывший премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили, а теперь обещает вернуть картину на родину. Более удачно 2 июня стартовали «русские торги» Sotheby’s. Картина Зинаиды Серебряковой «Спящая девочка» в восемь раз превысила оценочную стоимость и ушла с молотка за $5,9 млн. Правда, не она считалась фаворитом торгов. Высокой цены ждали от считавшегося долгое время утерянным шедевра Саврасова «Волга в окрестностях Юрьевца». Но картина не нашла покупателя. |
Зинаида Серебрякова «Спящая девочка»
Аукционные дома, судя по всему, изначально не рассчитывали на большой успех нынешней «русской недели». Так, Sotheby’s в этом сезоне отменил традиционные вечерние сессии торгов. А британский галерист Джеймс Баттервик, специализирующийся на торговле русским искусством, в интервью ТАСС не исключил, что «итоги всей недели торгов могут остаться довольно слабыми». По его мнению, это станет «отражением сложной экономической ситуации в России». Все потому, что значительную часть лотов на «русской неделе» покупают именно наши соотечественники. Баттервик обратил внимание, что интерес к русскому искусству несколько снизился еще полгода назад. В ноябре прошлого года на аналогичных торгах лондонских аукционных домов было продано всего 40–45% лотов. А вот год назад «русская неделя» прошла с успехом. Christie’s тогда и вовсе провел самые успешные «русские торги» в своей истории. «РБК Стиль» вспомнил, что и за сколько ушло с молотка четырех крупнейших аукционных домов прошлым летом.
Christie’s и Василий Верещагин
Christie’s на прошлогодней «русской неделе» наторговал почти на $37 млн. Самым дорогим стало полотно кисти Василия Верещагина «Жемчужная мечеть в Агре». Оно ушло с молотка за $5,7 млн. Кроме этого, шесть картин были проданы дороже $1,5 млн. Новых владельцев в июне 2014 года нашли также ювелирные изделия Фаберже, вазы Императорского фарфорового завода и работы одного из основателей соцреализма Эрика Булатова. |
Sotheby’s и Казимир Малевич
Летом 2014 года Sotheby’s заработал на «русских торгах» немногим меньше своего конкурента Christie’s — $36,5 млн. Дороже других, за $3 млн, была продана «Голова крестьянина» Казимира Малевича. Эта сумма стала рекордом для произведений супрематиста, выполненных на бумаге. «Голова крестьянина» стала эскизом к монументальной картине «Крестьянские похороны», выставлявшейся в 1927 году в Берлине. По невыясненным причинам Малевич был вынужден оставить все экспонаты за границей. С тех пор о судьбе «Крестьянских похорон» ничего не известно. |
MacDougall’s и Павел Кузнецов
Выручка «русских торгов» прошлого лета аукционного дома MacDougall’s составила $15,3 млн. Все прошло по плану, и картина Павла Кузнецова «Восточный город. Бухара», еще до старта продаж названная топ-лотом, ушла с молотка за $3,6 млн Полотно Кузнецова считается одной из главных работ художника. В 1900-х годах он разочаровался в символизме и обратился к восточной теме. |
Bonhams и Николай Рерих
Меньше других, но тоже немало заработал аукционный дом Bonhams. В общей сложности ему удалось выручить $9,5 млн. Четверть этой суммы принесло полотно Николая Рериха «Дымы мира», проданное за $2,1 млн. В 1917–1918 годах художник жил в Карелии и изучал карело-финский эпос и скандинавские саги, в то время как в России бушевала Гражданская война. На полотне «Дымы мира» нашли отражение размышления автора о русской революции. |