Стиль
Впечатления «Эверест»: борьба мечты и здравого смысла со смертельным исходом
Стиль
Впечатления «Эверест»: борьба мечты и здравого смысла со смертельным исходом
Впечатления
«Эверест»: борьба мечты и здравого смысла со смертельным исходом
© kinopoisk.ru
Бальтасар Кормакур снял фильм о закончившемся трагедией покорении Эвереста несколькими группами альпинистов в 1996 году. И позволил себе не превратить историю в типичный голливудский фильм-катастрофу, пусть даже реальность не всегда интереснее вымысла.

Конечно, в сюжете «группа альпинистов отправилась покорять самую высокую вершину мира, но вернулись не в полном составе» нет ничего, что бы могло заинтересовать зрителей, которые любят смотреть кино, не зная финала. Как всегда в случаях, когда конец известен с самого начала, смысл в том, на чем сделаны акценты и как показана трагедия.

В общем, в фильме о том, как несколько конкурирующих проводников, каждый со своей группой, взбирались на главную вершину мира, интереснее всего смотреть не на трагедии. Интереснее узнавать, почему люди готовы на лишения, некомфортную жизнь в палатках на камнях, затрудненное дыхание в разреженном воздухе, тошноту от нехватки кислорода и проблемы с желудком, не говоря уже о расставании с близкими и риске упасть в щель в скале. И все это ради того, чтобы покорить какую-то гору.

На эти вопросы герои отвечают по-разному. Японка Ясуко (Наоко Мори) говорит, что это вопрос принципа и математики: шесть вершин уже покорила, осталась седьмая, главная. Кто-то отвечает стандартно, как всегда, когда лохи не понимают, о чем речь: «Ответ где-то там», и машет в сторону вожделенного пика. Богатый искатель приключений Бек (Джош Бролин) отвечает интереснее всех: когда он находится «внизу», с семьей, на него как будто что-то давит (несвобода общества? скука долгого брака?), и только «наверху» он чувствует себя свободным.

Возможно, кстати, именно сюжет с Беком в этой компании бородачей, истории которых или не прописаны совсем, или очень скупо, можно считать основным — его, чудом выжившего, привозят к заботливой жене, от которой он и сбежал на опасную вершину.

Второй вопрос, возникающий при просмотре и вообще знакомстве с подробностями трагедии, не раз описанной теми, кто выжил: как случилось, что, несмотря на опыт инструкторов, погибли и они, и их клиенты-любители? Режиссер Бальтасар Кормакур показывает несколько моментов, приведших каждую из жертв к гибели. Особенно трогает глупая, но очень понятная по-человечески сцена, когда альпинист-профессионал Роб (Джейсон Кларк) вместо того, чтобы послушаться приказов координатора Хелен (Эмили Уотсон) и уйти с вершины, пока не испортилась погода, поддается на уговоры Дага (Джон Хоукс) и идет с ним к вершине. При этом прекрасно понимая, что для того это последний шанс в жизни оказаться на Эвересте.

Получается, что это фильм о конфликте мечты с реальностью, которая в данном случае отомстила слишком многим глупо погибшим. Но именно этот конфликт делает историю об экспедиции, чья судьба известна до начала просмотра, такой кинематографически интересной. Не настолько интересной, как мог бы придумать профессиональный сценарист, но «Эверест» и не типичная голливудская катастрофа.