Стиль
Впечатления «В сердце моря»: межклассовая дружба на фоне приключений
Стиль
Впечатления «В сердце моря»: межклассовая дружба на фоне приключений
Впечатления

«В сердце моря»: межклассовая дружба на фоне приключений

Фото: kinopoisk.ru
В прокат вышел новый фильм Рона Ховарда. «В сердце моря» не принесет режиссеру новых «Оскаров», но популярно расскажет о том, как общая цель и морская болезнь сглаживают сословные противоречия.

Если кого-то и можно назвать олицетворением голливудского мейнстрима, так это Рона Ховарда. Большинство его фильмов торжественны и часто основаны на реальных событиях — режиссер слывет правдолюбцем, следующим исторической правде, но иногда забывающим развлечь зрителей. Две удачи Ховарда последних тринадцати лет — «Игры разума» и «Фрост против Никсона» — принесли ему «Оскар» за режиссуру и еще одну номинацию. «В сердце моря» — не тот фильм, который добавит Ховарду наград: перед нами традиционнейшее приключенческое кино для взрослых, выросших на «Моби Дике» Германа Мелвилла, ну или не выросших, а хотя бы его прочитавших.

Фильм основан на нон-фикшн книге Натаниэля Филбрика «В сердце моря: трагедия китобойного судна «Эссекс». Герман Мелвилл (Бен Уишоу) приходит с последними деньгами к старому моряку Томасу Никерсону (Брендан Глисон), чтобы записать его воспоминания о крушении «Эссекса» в 1820-м после того, как на судно напал коварный, не боящийся людей белый кашалот. Никерсон (его в молодости играет Том Холланд) спустя десятилетия не может отойти от того плавания, когда он совсем юным получил боевое крещение — его заставили спуститься в вонючую китовью голову, чтобы вычерпать остатки жира.

Бен Уишоу в роли Германа Мелвилла и Брендан Глисон в роли Томаса Никерсона.
Кадр из фильма «В сердце моря» 

Но главный герой здесь — опытный китобой Оуэн Чейз (Крис Хемсворт), прославившийся ролью супергероя из комиксов Тора). Он метит в капитаны корабля, но консервативные владельцы «Эссекса» не готовы пустить чужака на капитанский мостик и взамен предлагают ему стать старпомом при новичке Джордже Полларде (Бенджамин Уолкер) из потомственных аристократов. Таким образом Ховард делает «В сердце моря» не столько фильмом о противостоянии человека с природой, сколько о конфликте привилегий и профессионализма, который под влиянием ударов стихии и судьбы перерастет в дружбу.

Крис Хемсворт в роли Оуэна Чейза

В поисках кашалотов «Эссекс» огибает Южную Америку и попадает из родного Атлантического океана в менее изведанный Тихий, где находит добычу, но на этот раз ту, которая готова дать сдачи. Белый кашалот быстро разбирается с «Эссексом», и дальнейшая часть фильма превращается в историю выживания команды на лодках посреди океана.

Хотя трейлер в свое время обещал сюжет о противостоянии охотника с добычей, сцены встречи с мстительным кашалотом решены слегка походя. Животное не «очеловечивают», как было принято в фильмах об опасной природе годах в 1970-х, когда в «Челюстях» или «Смерти среди айсбергов» акула и косатка целенаправленно убивали людей, как будто в отместку за преследование. Нет, кашалота тут преступно мало, он нужен, только чтобы потопить «Эссекс» и потом еще раз — раскидать лодки остатков команды.

В этом смысле картина Ховарда до фильма-катастрофы не дотягивает и ограничивается человеческими страданиями в океане и их взаимоотношениями уже на берегу. Перед самым финалом старик Никерсон заикается о том, что грядет эпоха нефти, которая вскоре погубит китобойный промысел. И хочется сказать, что слава богу — все-таки охота на китов была опасной и затратной и без кашалотов-убийц.

Но если знать, к какому количеству смертей и кризисов привело в следующие полтора столетия развитие нефтедобывающей индустрии, к этому замечанию Никерсона относишься не с надеждой, а с иронией.