Стиль
Впечатления Очередная трудная судьба Натали Портман в «Джейн берет ружье»
Стиль
Впечатления Очередная трудная судьба Натали Портман в «Джейн берет ружье»
Впечатления
Очередная трудная судьба Натали Портман в «Джейн берет ружье»
© kinopoisk.ru
17 марта в российский прокат вышел вестерн «Джейн берет ружье». Натали Портман играет загнанную в собственный дом жену и мать, которая устала убегать от женоненавистнического мира и готова действовать по-мужски. Но не до конца.

Перед выходом в прокат своей попытки реанимировать мертвый жанр вестерна — «Омерзительной восьмерки» — Квентин Тарантино, не менее блестящий теоретик кино, чем практик, сказал в интервью журналу New York, что вестерн, как никакой из других жанров, описывает скорее не эпоху, в которой происходит действие (обычно XIX век), а десятилетие, в которое был снят. В этом смысле его бедная родственница — «женский вестерн» — еще более показателен, потому что, во-первых, такие фильмы и раньше снимали крайне редко, а теперь вообще раз в 10-20 лет.

Главная героиня Джоан Кроуфорд в вестерне «Джонни Гитара» в 1954-м не находила счастья в своей свободе и богатстве, пока не осела с мужчиной — так голливудская пропаганда и общество показывали женщине, научившейся во время Второй мировой обходиться без мужчин, ее истинное место. Но через четыре десятилетия героиня Шэрон Стоун в «Быстром и мертвом» уже вела себя наравне с мужчинами. В общем, на ее месте мог быть молодой Клинт Иствуд. Стоун по-мужски, жестко и холодно, мстила за убийство родителей и даже в единственной сексуальной сцене с Расселом Кроу выступала в роли инициатора.

Актриса Натали Портман в роли Джейн  (kinopoisk.ru)

В наше время, когда любая попытка снять вестерн является, скорее, низкобюджетной игрой с жанром, а не попыткой побить кассовые рекорды, фильм «Джейн берет ружье», в котором жена (Натали Портман) бывшего бандита, которого пристрелили бывшие соратники, понимает, что надо защищаться самой, — задает более сложную загадку, чем просто вопрос о положении женщины в обществе.

Во-первых, мы точно не знаем, что хотела сказать режиссер Линн Рэмси («Что-то не так с Кевином»), изначально утвержденная на проект. Сначала она поссорилась с утвержденным на главную мужскую роль Майклом Фассбендером, и он отказался сниматься (в итоге его героя сыграл Джоел Эдгертон). Потом сама Рэмси не вышла на съемочную площадку в первый день работы над фильмом, указав на давление со стороны продюсеров, которые, как она заявила, мешали ей нормально работать. Тут же за ней ушли знаменитый оператор Дариус Хонджи и актер Джуд Лоу (в итоге его заменили Юэном Макгрегором).

Актер Джоел Эдгертон  (kinopoisk.ru)

Так звезда фильма Натали Портман оказалась одна на съемках, без режиссера и партнеров. Быстро нашли нового постановщика, автора «Гордости и славы» и «Воина» Гевина О’Коннора, который явно снял не кино, задуманное Рэмси. И по-другому быть не могло, потому что Рэмси известна психологическими драмами, а О’Коннор — наоборот, грубым мужским экшеном.

Как бы там ни было, перед нами то, что получилось, и от происходящего на экране веет не попыткой вдохнуть новую жизнь в мертвый жанр, а удивительной вторичностью, вплоть до того, что «Джейн берет ружье» — в общем, неофициальный ремейк «Ханни Колдер» 1971 года, где изнасилованная Рэкел Уэлч приходит к охотнику за головами, чтобы тот научил ее стрелять и помог отомстить убийцам мужа и своим насильникам.

В общем, по сюжету кроме уже перечисленного в «Джейн берет ружье» ничего и не происходит. Но внесюжетный, закадровый смысл здесь приводит к ироничному выводу. Одна из самых ярких актрис своего поколения Натали Портман, даже после «Оскара» за «Черного лебедя» вынужденная играть унылый любовный интерес комиксового «Тора» в бесконечных сиквелах, наконец, получает возможность сыграть настоящую героиню с внутренней драмой и трагическим прошлым в самом мертвом из жанров. И эта ирония, если и направлена против современного состояния общества, то конкретно против его жажды смотреть подростковые и пережеванные до полной бессмыслицы сюжеты.