Стиль
Здоровье Почему не бывает «слишком много бодипозитива»
Стиль
Здоровье Почему не бывает «слишком много бодипозитива»
Здоровье

Почему не бывает «слишком много бодипозитива»

Фото: Shutterstock
Есть довольно распространенное мнение, что принимать крупные формы тела можно лишь до какого-то предела и что есть те критические объемы, за которые следует осуждать их обладателей. Разбираемся, почему это не так.

Начавшееся несколько лет назад в популярной культуре движение бодипозитива — принятия разнообразия тела — за короткое время приобрело как ярых сторонников, так и противников. Типичная аргументация против — бодипозитив пропагандирует нездоровый образ жизни, неправильное питание и игнорирует вековые золотые стандарты гармонии и красоты. Мы решили развеять мифы о вреде бодипозитивного движения конкретными аргументами.

Миф 1: пропаганда «золотого стандарта» красоты помогает держать себя в форме и быть «лучшей версией себя».

Реальность: большинство людей не соответствуют и никогда не будут соответствовать вымышленным стандартам красоты.

Идеальные рекламные образы, продающие нам гладкую кожу на ногах, густые волосы и точеные формы, не обходятся без компьютерной коррекции. Более того, модели, которых используют для рекламы и демонстрации бьюти-продуктов, тоже подбираются специально по «лучшим» характеристикам лица и тела. У каких-то моделей/знаменитостей в наличии шикарная шевелюра, у кого-то — стройные и длинные ноги, у кого-то подкачанный пресс и пухлые губы, но сочетание всех этих компонентов в одном человеке — редкое исключение, а не правило.

Однако разделенное на идеальные части женское тело синтезируется в голове в неуловимый образ красоты, где не бывает изъянов: кожа обязательно гладкая и шелковистая, морщины появляются только на шестом десятке, острые скулы и тонкие пальцы дарованы от природы. При этом даже известные и очень красивые женщины время от времени делятся честными рассказами о том, с каким трудом им давалось принятие собственного тела. И если зарабатывающие своей внешностью миллионы красавицы годами остаются недовольны собой, значит с канонами красоты, а не с нами что-то основательно не в порядке.

Даже если женщина выигрывает в лотерею по генетике и делает внешность основой своей карьеры, включающиеся в работу над ее образом тренеры, стилисты, визажисты и фотографы докручивают ее достоинства внешности до предела. Плюс-сайз-моделей тоже фотошопят, да еще как.  Большинство же женщин никогда не смогут (и не должны!) обладать временем и возможностями тех, кто сделал внешность своей профессией и основным видом заработка.

Ни одна рекламная кампания не скажет вам правды: вложенные в индустрию красоты и ухода за собой капиталы могли бы превратиться в исполненную мечту всей вашей жизни, заботу о себе и близких и значительную денежную подушку безопасности на будущее.

Фото: Shutterstock

Миф 2: лояльность к моделям плюс-сайз пропагандирует полноту и лишний вес.

Реальность: невозможно «навязать» размер плюс-сайз.

Аргумент про пропаганду нездорового образа жизни в своей ошибочности копирует аргумент про пропаганду гомосексуальной ориентации. Выбрать тело, как и выбрать сексуальность, невозможно: у каждого человека в силу его биологических особенностей есть слабые места, наследственные заболевания и собственные параметры нормы, которые варьируются в зависимости от образа жизни. Люди плюс-сайз составляли большую часть во все времена, но именно изменение фасонов одежды на более открытые во второй половине ХХ века сделало полноту общественно осуждаемой: одно дело — лишний вес в кринолине, другое — в обтягивающей мини-юбке.

Никому не придет в голову специально набирать вес, чтобы соответствовать бодипозитивным трендам, а вот страдать расстройствами пищевого поведения в индустриях, завязанных на идеальных образах тела (спорт, бьюти-индустрия, классический танец), — это очень типичное явление. Как и называть «лишним весом» то, что им вообще не является. А вы помните «толстую» Барби, которую маркетологи называли «толстой» только потому, что она отличалась от стандартной Барби с пропорциями инопланетянки?

О чем действительно стоит говорить более популярно — это о том, как заботиться о себе при помощи питания и движения: еда и физические нагрузки действительно отвечают за выброс полезных для здоровья гормонов и питательных веществ, но выбор образа жизни (как выбор одежды, друзей, партнеров и профессии) — сугубо добровольное действие.

Миф 3: бодипозитивных моделей слишком много.

Реальность: бодипозитивные образы — все еще исключение, а не правило.

Несмотря на интенсивный запуск бодипозитивных кампаний, глянцевым стандартам вряд ли что-то угрожает: на одну обложку с реалистичной моделью или одну рекламу с реальными женщинами все еще приходится с десяток улучшенных версий канонически красивых знаменитостей или профессиональных моделей. Причина появления бодипозитивных кампаний — покупательная способность женщин, которые вслед за увеличением дохода хотят видеть реалистичные образы предлагаемых им товаров. Но сексистская реклама и объективация тела — все еще нерушимое правило многих коммерческих предложений.

Контекстная реклама, отфильтрованная по возрасту и полу (проверьте сами!), все еще предлагает «худеть правильно», избавиться от морщин, позаботиться о гладкости кожи и потратить деньги в спа, а не встретиться с близкими, побыть в одиночестве, выспаться или почитать книгу в тишине (эти полезные для тела и души занятия бесплатны, а значит, рекламировать их невыгодно).

Фото: Shutterstock

Миф 4: критикуя внешность другого, мы заботимся о нем.

Реальность: критикуя внешность другого, мы поднимаем собственную самооценку.

Показательная жалость и публичная критика внешности другого, как бы мы ни обманывали себя, — это в первую очередь не добрый совет (добрые советы, кстати, часто бывают непрошеными), а самый простой и незатратный способ почувствовать себя лучше — кто бы ни был под прицелом: Скарлетт Йоханссон, звезды Instagram или бывшая однокурсница.

Психологические исследования показывают, что комплименты, а не нападки на внешность поднимают самооценку и принятие себя, а критика расстраивает и портит отношения человека с собой, тем более что большинство параметров внешности (черты лица, пигментацию кожи, строение скелета и мышц) мы не можем изменить вообще или не можем изменить без хирургического вмешательства.

Подчеркивая то, что кажется нам «недостатками» другого, мы не только возвышаем себя, но еще и часто делаем это на безопасной дистанции — в форме комментария в Сети или сплетни за спиной у человека, когда он не может дать отпор. Уничижительные комментарии о физической форме звезды, снятой на пляже, как и снисходительные соображения, высказанные друзьям, о том, что им следует носить, как питаться и когда заниматься спортом, — это всего лишь завуалированное стремление получить мгновенное превосходство, а никак не искренняя забота о ближнем.

Миф 5: скоро все производители будут думать только о бодипозитиве и перестанут делать привычные и удобные одежду и косметику.

Реальность: стандартный ассортимент товаров и услуг не соответствует разнообразию фигур и типажей.

То, что большинство коммерческих предложений для женщин обращаются только к молодым и стройным, — давнее наблюдение социологов. Возрастные женщины, люди с особенностями, женщины от размера М и более не просто не представлены в рекламе — товары для них трудно найти в типичном магазине. Будут ли это сапоги 41 размера, куртка размера L, белье на большую грудь или джинсы на миниатюрную женщину, в больших торговых центрах вы часто можете не найти подходящих размеров и моделей для вашей фигуры. А если и найдете, то враждебные примерочные с неподходящим светом и неправильно расположенными зеркалами раздавят даже хорошую самооценку.

Большинству женщин требуется не один год, чтобы подобрать подходящий уход для своей кожи с индивидуальными особенностями или разобраться в размерных сетках разных брендов (а они почти всегда разные), а значит, стандартный набор в магазине далек от оптимального и интуитивно понятного.

Бодипозитив таким образом становится не шагом в сторону от общей гармонии, а шагом к признанию того, что компании должны считаться с индивидуальными чертами потребителей. А не мы должны изо всех сил втискиваться в одежду, сшитую не для нас, и тратить четверть месячного бюджета на то, чтобы без страха осуждения выйти на улицу.

Фото: Shutterstock

Миф 6: когда мы критикуем, мы помогаем людям с лишним весом стать «здоровее».

Реальность: нападки на внешность провоцируют пищевые и психические расстройства.

Многие с добрыми намерениями критикуют внешность других, переживая об их здоровье, долголетии и самочувствии: подруги, родители и коллеги могут без злого умысла предложить «похудеть к лету» или, наоборот, «набрать, чтобы кости не торчали». Объясняя, как правильно заботиться о себе, и давая советы заниматься спортом, мы можем думать, что рекомендации «взять себя в руки» и «не лениться» вразумят наших близких — а бодипозитив, напротив, развращает и провоцирует болезни. У этой теории нет никаких аргументов в реальности, наоборот, критика тела другого человека чаще всего провоцирует его на радикальные ограничения в питании из-за чувства стыда, последующий срыв и усиливающийся стыд, за которым снова следуют жесткие диеты и новые периоды переедания.

Таким образом, внушая человеку чувство неполноценности за его «недостаточно привлекательный» внешний вид, мы подталкиваем его не к здоровью, а к следующим обострениям пищевых расстройств — и даже одержимое повторение тезисов о пользе здоровой еды приводит к орторексии, а не к удовольствию от питания. Даже врачи с их представлениями о здоровом образе жизни часто отказывают пациентам в объективной оценке их состояния и полноценной диагностике, если видят повышенный ИМТ.

Правило о советах работает и в отношении тела: если сам человек не обратился к вам за помощью по поводу того, как поработать над своим телом, не набрасывайтесь на него с рекомендациями о том, как похудеть или поправиться. Именно непрошеные настойчивые замечания со стороны рушат самооценку людей и лежат в корне большинства пищевых расстройств. Какими бы ни были наши благие намерения, коррекция веса и рекомендации по образу жизни — дело диетологов и специалистов по расстройствам пищевого поведения, а не случайных прохожих.