Чем удивили арт-ярмарки NOMAD и Abu Dhabi Art 2025 в Абу-Даби

Предметы интерьерного дизайна Bottega Veneta на ярмарке Nomad в Абу-Даби
Ближний Восток уже не первый год привлекает не только туристов, но и инвесторов из различных секторов. В сравнении с Дубаем правительство штата Абу-Даби сделало ставку на приток капитала в культуру. Творческие индустрии стали здесь ключевыми факторами социально-экономического роста и диверсификации. Точкой притяжения давно стал местный Лувр с его запоминающейся архитектурой, на днях громко открылся Музей естественной истории (Natural History Museum) с внушительной коллекцией редчайших образцов, в том числе останков динозавров, а в 2026 году все с нетерпением ждут открытия филиала Музея Гуггенхайма со специализацией на сегменте modern & contemporary art.
Оказавшись в Абу-Даби после недели в Дубае в конце ноября, в разгар бархатного сезона, мы смогли убедиться, что характер двух городов действительно отличается. Основным поводом к поездке, занявшей на машине полтора часа (я думала, будет быстрее, и уже размечталась о запуске скоростного поезда между этими точками), стали две ярмарки искусства и дизайна.

Очевидно, что даты новой для региона ярмарки NOMAD были выбраны не случайно — она прошла параллельно с 17-м выпуском крупной и авторитетной ярмарки Abu Dhabi Art. В этом году последняя получила дополнительное внимание в связи с новостями о выкупе проекта и заходе на этот рынок ярмарки Frieze. Опять же к разговору о притоке инвестиций и неугасающему интересу к региону.
Название переводится как «кочевник», что гармонично коррелирует с историей и айдентикой арабских народов. Ярмарка и сама «кочует» (впрочем, как и Basel, и теперь Frieze) и проходила (помимо Абу-Даби с этого года) в таких люксовых локациях, как Хэмптонс, Санкт-Моритц и Монако. Специализация ярмарки — коллекционный дизайн, современное искусство и уникальные интерьерные концепты.

В Абу-Даби кроме прочего фишкой стала и локация — это старый, ныне не функционирующий терминал международного аэропорта Zayed International Airport. Здание, относящееся к достоянию регионального модернизма, было спроектировано в конце 1970-х годов Полем Андрё, знаменитым архитектором, автором здания парижского аэропорта им. Шарля де Голля. По нынешним меркам он довольно маленький и, очевидно, не уместил бы сегодняшний поток туристов. Однако его уникальная архитектура, украшенная яркой мозаикой, все еще может послужить точкой притяжения — так решили местные власти и организаторы ярмарки. К тому же этот козырь с локацией был очень удачно разыгран! Стратегическим партнером ярмарки стал национальный авиаперевозчик — Etihad, на входе посетителей встречали «сотрудники аэропорта» и вместо пригласительных вручали «посадочные», у стоек регистрации антураж создавали ковры-самолеты авторства ливанского художника Ali Cha’aban, а по самой ярмарке прогуливались улыбчивые бортпроводники в узнаваемой бордовой форме.




Галерей-участников, по меркам международных ярмарок, не так много — около 20 штук. Среди них проекты из Лондона, Парижа, Милана, Стамбула и даже Каира. Больше всего все же европейцев, в особенности часто слышалась яркая итальянская речь. Видимо, именно за ними все еще остается пальма первенства в дизайне.
Было особенно приятно встретить знакомые лица: на стенде We Gallery, представляющей современный бразильский коллекционный дизайн и ведущей дела между Сан-Паулу, Дубаем и Москвой, мы встретили неутомимого Александра Бланаря и соосновательницу галереи Анастасию Веселкину. Было замечено несколько русских коллекционеров, также из толпы несложно было выделить неповторимую Мишель Лами с ее уникальным стилем в одежде. Жена и муза Рика Оуэнса посвятила свою жизнь не только моде, но и визуальным концепциям в интерьерном дизайне.

Помимо галерейных стендов, внимание привлекли и запомнились спецпроекты: удивительная по инсценировке и сэттингу подборка ювелирных украшений от A2Z Advisory, инсталляция из биоморфных светильников из муранского стекла от миланской галереи Nilufar, а также предметы интерьерного дизайна от Bottega Veneta. Бренд, который всегда поражает не только качеством одежды и кожаных изделий, но и атмосферой и интерьером своих бутиков и корнеров. На NOMAD итальянский бренд представил предметы мебели от дизайнеров Ближнего Востока и Северной Африки, в которых узнается характерное для айдентики модных изделий плетение.
Планов на будущий год в ОАЭ организаторы ярмарки пока не объявляли, однако вероятно, что столь яркое мероприятие, имевшее большую огласку и успех, будет продолжено. Ожидается очень насыщенный для региона 2026 год.










Переместившись на ярмарку Abu Dhabi Art и изучив карту площадки, мы обратили внимание, что она разделена на сферы интересов коллекционеров. Есть секция Gulf Region, секция азиатских галерей, секция африканского искусства и условная европейская/западная секция, куда, кстати, причислили и наших соотечественников из Popoff/Art, участвующих в этой ярмарке уже второй раз.
Было заметно, что многие галереи сделали акцент на громкие имена, здесь можно было найти сразу несколько зеркал Пистолетто, разных периодов работы Пикассо, Кусамы, Капура. Свежими показались азиатские стенды.










Отдельно стоит выделить довольно большое количество стендов, показывающих букинистику, манускрипты и древние карты. Это очень любопытно. Мой супруг был абсолютно поражен, обнаружив книгу Галилео Галилея прижизненного года издания. Здесь же, на стенде Peter Harrington можно было найти первое полной издание «Гарри Поттера» с автографом писательницы и дореволюционный «Альбом зданий Московского городского управления».
Очень интересно, что станет с ярмаркой при управлении Frieze в 2026 году.







