Стиль
Культура Команда Дома культуры «ГЭС-2» и проекта «Небесные артефакты»
Стиль
Культура Команда Дома культуры «ГЭС-2» и проекта «Небесные артефакты»
РБК Визионеры

Команда Дома культуры «ГЭС-2» и проекта «Небесные артефакты»

Платон Инфанте, Полина Лобачевская, Франциско Инфанте-Арана, Елизавета Плавинская
Платон Инфанте, Полина Лобачевская, Франциско Инфанте-Арана, Елизавета Плавинская
Увидели возможность диалога между архитектурой Ренцо Пиано и «Небесными артефактами» Франциско Инфанте

С сентября 2024 года по март 2025 года в московском Доме культуры «ГЭС-2» проходит премьера — выставка мэтра современного искусства Франциско Инфанте-Араны и его сына Платона Инфанте «Небесные артефакты». Проект оказался первым для заслуженного художника опытом взаимодействия с архитектурой: обычно Инфанте-Арана вступает в диалог с мирозданием напрямую, располагая свои «артефакты» между землей и небом, но созданная специально для «ГЭС-2» инсталляция стала исключением из этого правила.

  • Подготовка проекта «Небесные артефакты» в Доме культуры «ГЭС-2» от идеи до воплощения и открытия инсталляции заняла 1,5 года.
  • При этом производственный цикл занял рекордно малое количество времени: с момента запуска производства до появления «Небесных артефактов» на проспекте и площади «ГЭС-2» прошло всего 3,5 месяца.
  • Монтаж проекта занял 17 ночей. Два самых сложных объекта — «Арка. Вход — Выход» и «Скрученные вертикали» — монтировались параллельно за одну ночь.
  • Круглые экраны особой конструкции для работы Платона Инфанте «Два времени» изготовлены по заказу в Китае. Диаметр каждого из них — 3,2 метра.
  • Во всех объектах инсталляции использовано 49 ГИПАРов, или гиперболических параболоидов, — зеркальных криволинейных поверхностей в форме квадрата, которые представляют собой основу конструкций Франциско Инфанте-Араны.

Идея поместить «Небесные артефакты» Франциско Инфанте-Араны и его сына Платона Инфанте в пространстве Дома культуры «ГЭС-2» принадлежит режиссеру, галеристу, куратору и давнему другу семьи Инфанте-Арана Полине Лобачевской. Впервые попав в «ГЭС-2», она вдохновилась геометрически четкой, выверенной, при этом прозрачной и воздушной архитектурой Ренцо Пьяно и решила, что просто обязана придумать для этого удивительного пространства нечто экстраординарное.

«Полина Ивановна пришла к нам со словом "масштаб", — вспоминает рождение проекта программный директор Дома культуры «ГЭС-2» Алиса Прудникова, — и сказала, что это пространство будто создано для работ Франциско Инфанте».

Проект «Небесные артефакты» на Проспекте
Проект «Небесные артефакты» на Проспекте

Представленные в проекте «Небесные артефакты» объекты — пять трехмерных и три фотоартефакта (в инсталляцию наряду с работами Франциско входит одна работа его сына Платона Инфанте) — это ранние работы Инфанте-Араны, созданные им совместно с женой Нонной Горюновой 60 лет назад и кропотливо воспроизведенные специально для Дома культуры по миниатюрным прототипам-моделям, но многократно увеличенные по сравнению с оригиналами.

Последнее связано с идеей вовлечения в проект самой архитектуры «ГЭС-2», ведь пространство Дома культуры, а именно проспект и площадь, на которых размещены артефакты, предполагает масштаб, выход за рамки привычных представлений и одновременно согласуется с внутренним посылом артефактов.

«Потому что так создано это здание, — рассуждает автор проекта Полина Лобачевская. — Оно удивительным образом дает нам ощущение полета. А главный, так сказать, пафос [работ Инфанте], главный смысл — в том, что они летят».

Попав на площадь и проспект «ГЭС-2», артефакты не просто разрастаются, но устремляются в бесконечность: похоже, еще немного, и они вырвутся за пределы здания. В то же время каждая работа отражает происходящее внутри Дома культуры: конструкции зеркальны и потому перекликаются, вступают во взаимодействие в том числе с выставками, театральными постановками, сиюминутной жизнью в кафе и книжном магазине. Диалог между архитектурой и артефактами продолжается как в концептуальном, так и в событийном и даже бытовом полях.

«Возведенные в такой масштаб родительские работы — это, мне кажется, замечательное попадание, — говорит сын художника Платон Инфанте. — Потому что при всей основательности своей формы они зеркальные, поэтому растворяются в пространстве, но не дублируют его, а дополняют, сообщают ему какое-то новое качество, я бы назвал его качеством искривления. И поскольку здесь все такое четкое, геометричное, то увидеть, как [пространство] закручивается, например, в спирали, — это новый опыт».

Платон Инфанте создал для проекта «Небесные артефакты» работу «Два времени» по заказу «ГЭС-2», а также продумал звуковое сопровождение для всей инсталляции. Саунд-дизайн представляет собой электронные трели, чей темп и модуляции обоснованы особыми математическими подсчетами, связанными с динамикой конструкций. Таким образом, работы Инфанте-Араны превращаются в мультимедийные инсталляции, где каждая составляющая — артефакты, пространство, другие объекты и выставки, свет, звук и так далее — наделяет проект новыми смыслами, трактовками и комментариями. Но еще одна важнейшая составляющая этого ансамбля — это зритель. «Любое взаимодействие художника с этими 100 метрами полностью меняет ощущение зрителя в пространстве "ГЭС-2", — комментирует Алиса Прудникова. — Оно задает новую оптику, оно влияет на другие программы, которые здесь проходят».

Проект «Небесные артефакты» на Проспекте
Проект «Небесные артефакты» на Проспекте

По мнению американского искусствоведа Джона Боулта, сама архитектура «ГЭС-2» имеет много общего с творчеством Инфанте-Араны. В здании, возведенном по проекту Ренцо Пьяно, большую роль играют прозрачность, хрустальность и рефлексивность.

«Эти качества очень важны для Франциско, — говорит Боулт. — Что находится за зеркалом? Из-за этой прозрачности мы не совсем уверены, мы здесь или там? Я думаю, что эта странная амбивалентность очень интересует Франциско».

Однако актуальность работ Инфанте-Араны транслируется не только через диалог между архитектурой Дома культуры и самих артефактов, но и через объединение в проекте искусства и науки, а также отношения ко времени как к пластичному и подвижному источнику визионерских идей и качеств, порой метафизических, которые каждая эпоха и зритель в ней наделяют своими прочтениями.

«Мы не видим за [артефактами] работы 1960-х годов старую историю, рассказанную в новом масштабе, — подчеркивает Алиса Прудникова вневременность «Небесных артефактов». — Мы видим их актуальными и тем более интересными, они постоянно возвращают нас в ту самую историю искусств, к которой они уже принадлежат». 

Авторы
Теги