Впечатления, 13 окт, 19:14

Гид по фестивалю «Каро/Арт»: Бутусов, Триер и недружелюбный Би Гань

С 15 по 19 октября в Москве и Санкт-Петербурге, а затем с 30 октября по 4 ноября в Краснодаре и Новосибирске пройдет фестиваль авторского кино «Каро/Арт». Кинокритик Павел Пугачев — о том, на что обратить особое внимание
Читать в полной версии
(Фото: ARTE)

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»

«Сентиментальная ценность»

  • Режиссер Йоаким Триер
  • Фильм открытия фестиваля «Каро/Арт»

Актриса Нора Борг (Рената Реинсве) получает предложение от своего отца, известного режиссера Густава Борга (Стеллан Скарсгард), сыграть свою бабушку. Отношения папы с дочерью, мягко говоря, натянутые, так что и само возвращение блудного отца, и его предложение Нора принимает в штыки. Недолго думая, Густав предлагает ту же роль восходящей голливудской звезде (Эль Фаннинг). Всем придется нелегко.

Новая работа одного из интереснейших режиссеров современного европейского арт-мейнстрима Йоакима Триера («Худший человек на свете», «Тельма», «Громче, чем бомбы») получила восторженную критику и Гран-при жюри на Каннском кинофестивале этого года. За фасадом простодушного драмеди о «дисфункциональной» семье пробиваются размышления о передаваемых через поколения травмах.

Канны-2025: Триер № 2 и автобиографическое «Паломничество»

Кадр из фильма «Сентиментальная ценность» (Фото: A-ONE FILMS)

«Воскрешение»

  • Режиссер Би Гань
  • Фильм закрытия фестиваля «Каро/Арт»

Если не спать и не мечтать, жить можно вечно. Во всяком случае, такое открытие настигает людей в мире «Воскрешения» — новой работы главного визионера современного китайского арт-кино Би Ганя («Долгий день уходит в ночь»). Редкие мечтатели далекого будущего видят такие сны, с которыми не хочется расставаться. Например, детектив в стиле классики фильмов-нуар, притчу о встрече монаха с призраком отца, авантюрную историю про умение по запаху определять карточные масти, снятый непрерывным 40-минутным кадром вампирский ромком о конце света.

Предельно эклектичный альманах и должен сбивать с ног, раздражать и даже клонить в сон: Би Гань не слишком дружелюбен к своему зрителю, но умеет впечатлять и заражать своими образами как мало кто из современных кинематографистов.

Кадр из фильма «Воскрешение» (Фото: DANGMAI FILMS)

«Звук падения»

  • Режиссер Маша Шилински
  • Программа «Зарубежные премьеры»

Эрика подглядывает за одноногим дядей. Альма фотографируется в образе умершей сестры. Ангелика становится жертвой сексуализированного насилия. Нелли вместе с сестрой Ленкой приезжает на полуразрушенную родительскую ферму, где они слышат странные звуки. Четыре истории из разных эпох — от начала XX века до наших дней, — связанные одним местом и различными тяготами женской социализации.

Для Маши Шилински это второй полнометражный фильм, но сама постановщица настаивает на том, что это ее полноценный дебют. Что ж, первый блин не оказался комом — на Каннском фестивале «Звук падения» получил Приз жюри и смешанную, поляризованную прессу: от бурных восторгов до нарочито раздраженного осуждения. Фильм и ругают, и хвалят за одно и то же: зыбкую сюжетную основу, подражание (либо же преемственность) одновременно Михаэлю Ханеке и Александру Сокурову и нарочитость (либо же — концептуальность) применения субъективной камеры, выражающей память места.

Кадр из фильма «Звук падения» (Фото: A-ONE FILMS)

«Отражения № 3»

  • Режиссер Кристиан Петцольд
  • Программа «Зарубежные премьеры»

Лаура (Паула Бер) нехотя согласилась отправиться в плавание с бойфрендом и его друзьями, но в последний момент передумала и уговорила спутника отвезти ее обратно. Однако автокатастрофа рушит этот план: парень погибает на месте, а Лаура отделывается парой царапин и оказывается под присмотром назойливо-заботливой местной жительницы (Барбара Ауэр), видящей в девушке кого-то близкого.

С зачином для триллера важнейший режиссер «берлинской школы» (известной предельно будничными, дедраматизированными картинами повседневности) собирает парадоксально уютное кино про переживание травмы, которое первые зрители (фильм участвовал в каннском «Двухнедельнике режиссеров» этого года) сравнивали с нежными мелодрамами Эрика Ромера.

Кадр из фильма «Отражения № 3» (Фото: ARTE)

«Маяк-2025»: как понять и полюбить короткометражное кино

«Гирокастра»

  • Режиссер Юрий Арабов
  • Программа «Российские премьеры»

Город Гирокастра в Албании, 1960-е. Над страной царит диктатура Энвера Ходжи, но москвичку Катю (Полина Гришина) это не пугает. Она приезжает в страну вслед за мужем, археологом-албанцем (Бесмир Битраку) и безуспешно пытается зачать ребенка. Скоро будет не до этого: на художественной выставке она случайно пересечется с Ходжей, после чего ее мужа арестуют по сфабрикованному обвинению и увезут в неизвестном направлении.

Это режиссерский дебют великого кинодраматурга Юрия Арабова, автора сценариев к «Одинокому голосу человека», «Господину оформителю» и «Монаху и бесу», а также учителя нескольких поколений профессиональных сценаристов. Работа над «Гирокастрой» закончилась в 2020-м, но до зрительской премьеры режиссер не дожил, умерев в конце 2023-го на семидесятом году жизни.

Кадр из фильма «Гирокастра» (Фото: FORTUNA FILM)

«Тени Москвы»

  • Режиссер Валерий Переверзев
  • Программа «Российские премьеры»

Режиссер (сам Валерий Переверзев) пытается снять экспериментальное кино, но никто его энтузиазма не разделяет. Параллельно с этим развивается история москвички Эммы (Юлия Переверзева), ходящей с пистолетом в сумочке и живущей в квартире на Арбате, принадлежащей пожилой женщине (Елена Коренева). Одна из этих историй — фильм внутри фильма, но какая из них более «реальна», — большой вопрос.

В 2023-м году Валерий Переверзев наделал шуму со своим дебютным фильмом «Брат-3», о котором многие говорили, но мало кто посмотрел дальше трейлера. Одни от автора предпочли сразу отмахнуться, другие наслаждаются с разной степенью ироничности. Его вторая работа, «Тени Москвы», вышла с гораздо меньшим публичным вниманием — и судьбе фильма это пошло только на пользу. На фестивале «Горький Fest» в Нижнем Новгороде картина покорила жюри и взяла приз за лучший сценарий к немалому изумлению многих зрителей.

«Зритель наверняка впадет в истерику». Валерий Переверзев — о «Брате 3»

Кадр из фильма «Тени Москвы» (Фото: пресс-служба фестиваля «Каро/Арт»)

«Мой XX век»

  • Режиссер Ильдико Эньеди
  • «Классическая программа»

Разлученные в детстве близнецы Дора и Лили (обеих, а также их мать играет Дорота Сегда) вырастают в кардинально разных девушек — «даму полусвета» и анархистку-террористку, — которых угораздит влюбиться в одного и того же мужчину, загадочного мистера Z (Олег Янковский).

Жемчужина ретроспективной программы — снятый в 1989 и получивший «Золотую камеру» Каннского кинофестиваля феерический режиссерский дебют Ильдико Эньеди («О теле и душе», «История моей жены»), в котором Никола Тесла посылает молнии, Отто Вейнингер читает крайне мизогинную лекцию, шимпанзе делятся наболевшим, а ослик плутает в зеркальном лабиринте. Кажется, историю целого века если и рассказывать, то как-то так.

Призеры Канн и театральные спектакли: что покажут на фестивале «Каро/Арт»

Кадр из фильма «Мой XX век» (Фото: Helikon Film)

«Был месяц май»

  • Режиссер Марлен Хуциев
  • «Классическая программа»

Только что закончилась Великая Отечественная, но эхо войны еще слышно. На свиноферме немца по имени Рашке останавливается группа солдат разведроты. Все спокойно, ничто не предвещает беды, самое страшное уже позади. Солдаты встречаются с другими краноармейцами и жертвами войны, в спокойных разговорах вспоминая много такого, от чего волосы встают дыбом.

В ретроспективную часть программы «Каро/Арт» попал самый, возможно, недооцененный фильм Марлена Хуциева, который практически не показывают на больших экранах (особенно в сравнении с «Июльским дождем») и редко вспоминают как в контексте творчества автора, так и пантеона «кино про Великую Отечественную». Между тем, это один из самых страшных и чутких фильмов про войну вообще — в котором нет ни кадра самой войны, но есть ее неизлечимые раны.

Кадр из фильма «Был месяц май» (Фото: ворческое объединение «Экран»)

«В ожидании Годо»

  • Режиссер Юрий Бутусов
  • Театр имени Ленсовета

На фестивале покажут и театральные постановки. Например, «Собачье сердце» в постановке Генриетты Яновской, спектакль Антона Федорова по «Котловану» Платонова и многое другое. Но что будет интересно практически любому зрителю, так это сделанная в 2001 запись культовой постановки пьесы Сэмюэла Беккета в петербургском театре им. Ленсовета. Ее премьера состоялась в 1997 году, и тогда же молодые артисты Константин Хабенский и Михаил Пореченков стали главными звездами театрального Петербурга. После получения «Золотой маски» и грандиозного показа в Москве на них обратили внимание и кинематографисты. Этим летом не стало режиссера Юрия Бутусова — и его памяти посвящены эти сеансы.

Сцена из спектакля «В ожидании Годо» (Фото: Театр имени Ленсовета)