Культурные события мая: куда пойти в Москве и Петербурге
«Мягкая родина»
Фонд RuArts До 26 сентября
Фонд RuArts обзавелся новым домом, к которому ведут тихие и поэтичные арбатские переулки, и отмечает новоселье экспозицией под названием «Мягкая родина». В числе работ — произведения советских нонконформистов и героев сегодняшнего дня, современных художников, работающих тут и теперь. Исследование темы границ получилось объемным и заняло несколько этажей, но ответ на вопрос, отчего же родина вдруг стала мягкой, обнаруживается сразу и принимает форму подбитой синтепоном и украшенной жемчугами карты России авторства Дмитрия Цветкова, будто приглашающей в это царство взглядов и художественных идей.
«Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»
Мастерская Петра Фоменко 8, 14, 25 мая
Каждый, бывавший на спектаклях Дмитрия Крымова, знает, что даже при выборе любого классического сюжета и его героев этот режиссер выдумывает свой собственный, ни на что не похожий мир. В нем чудаки и злодеи, влюбленные и проказники, песни и пляски. «Дон Жуан», например, превратится в сказку, а вернее — если верить названию спектакля — в генеральную ее репетицию. «В этой сказке будет и металлургический завод в Кривом Роге, и коктебельские камушки, и попытка объяснить, чем отличаются свои художественные штампы от своих же художественных приемов, и воздушный шарик, который должен лежать в левом кармане пиджака как талисман — на удачу. Настоящий снег, настоящая земля и настоящее пение», — говорит Дмитрий Крымов, явно рассказывая лишь про верхушку этого театрального айсберга.
«Наш класс»
Fulcro, Санкт-Петербург 8, 9 мая
Еще один независимый театр — тоже петербургский по духу и по факту — сложился из выпускников театральной мастерской Вениамина Фильштинского. Не захотев разбегаться по городам и труппам, они соединились под звонким названием Fulcro, сразу на нескольких языках означающем «точку опоры». Духом свободы и бесстрашия, свойственным молодости и автономным проектам, от этого объединения и его постановок так и веет. «Наш класс» режиссера Дарьи Шаминой — тот спектакль, с которого все началось. Пьеса Тадеуша Слободзянека — материал известный и непростой, погружающий и артистов, и зрителей в пучину трагедий XX века. Путь от школьной скамьи до самой смерти мы проходим вместе с одноклассниками — польскими евреями: десять жизней, десять судеб и множество поводов задуматься, какими хрупкими, жестокими и сильными в этом мире оказываются люди.
«Орландо»
Большой театр, Новая сцена 8,9 мая
Премьерный балет хореографа Кристиана Шпука исследует сложносочиненный роман Вирджинии Вулф, в котором Орландо несется сквозь годы и века, не старея, но меняясь и превращаясь из мужчины в женщину. Его, а затем и ее настигают то меланхолия, то смятение, но по своему пути одиночка Орландо идет в окружении природы — той живительной силы, что была до нас и останется после. Иную природу — мыслей и чувств — из сочинения британской писательницы постановщик подчеркивает своим выбором музыки. Сюжет сопровождают сочинения Эдуарда Элгара, Филипа Гласса, Леры Ауэрбах и Елены Кац-Чернин.
«Общага на крови»
На сцене театрального центра на Страстном 11, 12 мая
Для режиссера и актера Семена Серзина театральный и киносезон начался удачно. В московском «Гоголь-центре» прошла премьера его спектакля «Красный крест» по роману Саши Филипенко, в петербургском «Приюте комедианта» он поставил «Кису» по мотивам «Двенадцати стульев», а в прокат не без успеха ворвался «Человек из Подольска» — абсурдистская пьеса Дмитрия Данилова, на экране зажившая новой (и весьма впечатляющей) жизнью. Во всех этих работах среди артистов появляются соратники Серзина по «Невидимому театру» — независимому объединению, придуманному режиссером четыре года назад в Петербурге. Этой весной актерская банда, как часто называет ее основатель, расширяет географию и захватывает Москву. Отличный повод познакомиться с этим театром (вопреки названию, вполне даже видимым) — премьера постановки «Общага на крови» по роману Алексея Иванова. В ней все, как полагается: юность и дружба, студенчество и отсутствие денег, подпольный мир и необходимость делать выбор.
Концерт группы Artemiev
Санкт-Петербург, 12 мая, клуб «Космонавт» Москва, 21 мая, «Мумий Тролль Bar»
Весна, а вместе с ней ночные прогулки, рассветы и предчувствие момента для группы Artemiev наступили с выходом альбома «+ (плюс)», значительно опередив все свои календарные обязательства. На этой пластинке солист и автор текстов Павел Артемьев расстается с привычной ему меланхолией, позволяя своему лирическому герою пожить в мире, где «в груди горят потешные огни», да и вообще все скорее в плюс, чем в минус.
Начало сезона Garage Screen
Летний кинотеатр музея Garage C 13 мая
Май — своеобразный затакт для пикников, кинопоказов под открытым небом и фестивалей, которые скоро заполнят наше расписание сполна. И как лето не лето без ледяных лимонадов и спелой черешни, так и культурный сезон не сезон без кинотеатра музея современного искусства «Гараж». Откроется он фильмом братьев Цюрхеров «Девушка и паук» из программы Берлинале с берлинским же сюжетом и антуражем. Дальше последуют другие фестивальные хиты и целая ретроспектива фильмов Вонга Карвая. Ну а что может быть лучше в пору весны и любви, чем сюжет режиссера? Конечно, целая их череда.
Королев/Титов: Хулиганские песни
Москва, 13 мая, Powerhouse Санкт-Петербург, 14 мая, Social Club
Солист группы OQJAV Вадик Королев и артист Мастерской Брусникина Игорь Титов решили, что если хулиганить, то прямо сейчас, а если петь, то только любимые песни. Такие, будто лето, костер, вся ночь впереди, а гитара как раз под рукой. С дерева от восторга и жажды сопричастности то и дело падают шишки, а мелодия следует за мелодией, оставляя след в памяти собравшихся не на год или два, а на сколько там еще впереди. Кстати, вслед за московским озорным концертом последует гастроль в Петербург, а там и Финский залив под рукой.
Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова
Москва 14 мая — 17 июля
Театральный праздник длиною два месяца — вот что такое Чеховский фестиваль, в условиях карантинных ограничений выглядящий не меньше чем чудом. Программа включает спектакли из Испании, Италии, Индии, Японии, Германии, Великобритании, Австралии, Китая, Грузии и Франции. Непременной чеховской ноткой на этот раз оказывается «Вишневый сад» в постановке Алессандро Серра, где печаль и смех сплели настолько тесный союз, что работу итальянского режиссера уже окрестили вальсом.
Таро Янковской
14 мая — 13 июня Галерея «Файн Арт» Герои сюжетов Маши Янковской — свободолюбивые и дерзкие, плоть от плоти породившего их мегаполиса — на этот раз уступают дорогу старшим арканам колоды Таро. Впрочем, и им тоже дерзости не занимать, ведь на традиционные для карт образы Янковская не ориентировалась совсем, создавая свой собственный мир. Он-то и захватит пространство московской галереи, где пройдет персональная выставка художницы, целиком и полностью посвященная шутам и магам, жрицам, императрицам и императорам, жрецам, влюбленным и другим обитателям царства Таро.
Концерт Shortparis
Москва, Adrenaline Stadium, 15 мая Санкт-Петербург, A2 GREEN CONCERT, 20 мая
Петербургская группа Shortparis привыкла играть каждый концерт словно последний — настолько накаляются страсти во время этих похожих на спектакли действ. Меткие тексты, резкие (но продуманные) движения и контекст современного искусства, резонирующий с современной же действительностью, — вот из чего сплетены композиции и целые альбомы этой пятерки бунтарей.
Риад Маммадов, «Песни Абшерона»
ВДНХ, оранжерея (павильон №14) 21 мая
Пианист Риад Маммадов сочетает классический репертуар с авторскими джазовыми программами с такой же легкостью, с какой пускается в импровизации на своих концертах. Продолжительная, упорная и в том числе музыковедческая работа, которая делает это все возможным, остается за скобками, на выступлениях же свобода соединяется с беззаботностью, а Запад — с Востоком. На выступлении в оранжерее ВДНХ, в окружении зелени и пробудившейся природы, зазвучит азербайджанский мугам, впитавший мудрость веков, но не потерявший свежести чувств.
«Левша»
Театр Наций 21–24 мая
В третьей постановке Максима Диденко в Театре Наций у лесковского Левши появляется собственный и довольно громкий голос (за него отвечают тексты драматурга Валерия Печейкина, по своему обыкновению настолько же хлесткие, насколько и своевременные), а у Блохи — переживания, выраженные на языке не слов, но танца. Также в наличии впечатляющих размеров гора русской земли, основательная щепотка юмора и классический сюжет, как всегда в работах режиссера и его команды раскрывающийся совершенно по-новому. К слову, у спектакля два состава. В одном роли Левши и Блохи исполняют Евгений Стычкин и Диана Вишнёва, во втором — Александр Якин и Ксения Шевцова.
«Страх и отвращение в Москве»
«Гоголь-центр» 26, 27 мая
Еще одна премьера в жанре «по мотивам» — в «Гоголь-центре», где актер и режиссер Филипп Авдеев выбрал для дебюта на большой сцене роман Хантера Томпсона «Страх и отвращение в Лас-Вегасе». В постановке эти эмоции обуревают, впрочем, не Вегас, а Москву, где герои бредут по улицам и переулкам, застревая в забегаловках и прочих злачных местечках в попытках разобраться и совладать с ужасами большого города, а вместе с тем с самими собой.
Концерт Владимира Юровского и госоркестра России им. Е.Ф. Светланова
Концертный зал им. П.И. Чайковского 27 мая
Дирижер Владимир Юровский в представлении не нуждается. Ему давно покорились лучшие залы (и оркестры) мира, но на родную московскую сцену он каждый раз выходит, не скрывая удовольствия. В программе грядущего концерта — Концерт №1 для фортепиано с оркестром Брамса, симфоническая поэма «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля» Штрауса и «Фальстаф» — симфоническая пьеса Элгара.
Концерт OQJAV
«Мумий Тролль Bar» 28 мая
Харизматичная троица в лице Ярослава Тимофеева, Дмитрия Шугайкина и Вадика Королева обещает выйти на концертную сцену в расширенном составе. Обещания OQJAV обычно держит и за сказанное отвечает. Меланхоличные альбомы оказываются действительно полны тонких и точных переживаний, клипы — образны, а исполненный группой «Плач по двум нерожденным поэмам» на стихи Вознесенского и вовсе стал чем-то вроде гимна времени. Ушедшего и пришедшего, прошлого и настоящего, того, которому находится место в лирике и самого Королева.
Концерт ВИА «Татьяна»
«Шестнадцать тонн» 28 мая
Мир, в котором ждешь заветного звонка, каждый раз бросаясь к телефонной трубке, в котором идешь по ночной набережной, надеясь на то самое не погасшее окно, неизменно оживает на концертах ВИА «Татьяна». Майское выступление окажется особенным — вокально-инструментальный ансамбль обаятельных девушек будто прямиком с открытки отмечает 15-летие, так что и песни, и танцы будут не какими-нибудь, а праздничными и юбилейными.
«"Современник". Начало»
Московский музей современного искусства (Гоголевский б-р, 10) До 30 мая
Театр «Современник» отмечает 65-летие и по такому торжественному и одновременно лиричному поводу вспоминает, с чего все начиналось, когда группка юнцов с горящими глазами решила всегда смотреть вперед и не бояться. Экспозиция вторит и названию, и самой природе этого театра, разбирая, из чего же состоит та самая современность, которой решили служить люди искусства, отражая наши общие сомнения и мечты, тяготы и радости. История «Современника» и первых его постановок соединяется с историей современного искусства: семь спектаклей — семь художников, в своих работах поднимающих темы, этому театру известные хорошо, и как итог выставка-посвящение и осмысление. Себя, друг друга, нас с вами.
Таисия Короткова, «Темный лес»
Новая Третьяковка До 13 июня
В Западном крыле Новой Третьяковки пророс сумрачный и вселяющий любопытство и тревогу «Темный лес» художницы Таисии Коротковой. В этому лесу сквозь стволы и ветви проглядывают порождения не природы, а человека. Заброшенные военные постройки, присвоенные прорастающими в/на/вокруг них корнями и побегами, напоминают о металлической строгости науки, холодке военных контекстов, но в то же время — о научной фантастике и сказке.
XII московская международная биеннале «Мода и стиль в фотографии»
Мультимедиа Арт Музей, Москва Текущие выставки — до 20 и 27 июня
Чем живет современная фэшн-фотография, а чем — фотография уличная, во всех подробностях рассказывают, как всегда, экспозиции затеянной Мультимедиа Арт Музеем биеннале. Здесь и выставка «Режим тишины» фотографа Юлии Майоровой, успевшей навести объектив на героев в диапазоне от Джорджа Клуни и Мэй Маск до отечественных инди-любимчиков Pompeya и Mujuice. И объединенная названием «crazy это сразу» череда работ Эмми Америка — автора ярких, спонтанных, красноречивых съемок Vogue, Numéro и других изданий. И «Поток» Бориса Назаренко, фиксирующий повседневную, но оттого не менее выразительную жизнь.