Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Искусство Арт-провокации: от золотого унитаза до голого Трампа
Искусство
Арт-провокации: от золотого унитаза до голого Трампа
В 2016 году публику эпатировали не только политики, но и художники. В музее Гуггенхайма появился золотой унитаз Маурицио Каттелана, а Ай Вэйвэй завесил фасад Палаццо Строцци надувными лодками. «РБК Стиль» вспомнил самые провокационные работы этого года.

Маурицио Каттелан — Золотой унитаз

© facebook.com/guggenheimmuseum

Итальянский художник Маурицио Кателлан пять лет назад заявил, что завершает карьеру, но слово не сдержал. Для музея Гуггенхайма в Нью-Йорке он подготовил новую скульптуру — унитаз из 18-каратного золота. В сентябре 2016 года его установили в одном из туалетов музея, и им может воспользоваться любой желающий. Стоимость золотого унитаза осталась загадкой, зато художник пояснил, что его работа посвящена проблеме экономического неравенства. «Я надеюсь, что люди не воспримут установку золотого туалета как шутку. Это абсурдный посыл, касающийся неравенства людей, и комментарий к неограниченному богатству в мире искусства», — отметил художник. Когда новый арт-объект Каттелана был еще только в работе, издание The New York Times окрестило его «копрологическим апофеозом богатства».

 

 

Антея Гамильтон — скульптура «Проект двери»

Антея Гамильтон. Выставка «Lichen! Libido! Chastity!», Нью-Йорк
© Kyle Knodell

Англичанка Антея Гамильтон в этом году была одной из претенденток на премию Тернера. Ее номинировали за выставку «Lichen! Libido! Chastity!», прошедшую в Нью-Йорке. Одним из самых заметных экспонатов на ней стала 5,5-метровая скульптура мужских ягодиц, выступающих из кирпичной стены. Сама Гамильтон утверждала, что работа выполнена при помощи 3D-сканирования тела «хорошо известного художника-графика». Художница также рассказала, что на создание скульптуры ее вдохновил дизайн входа в многоквартирный дом в Нью-Йорке, разработанный в 1970-х годах. Правда, сам проект постройки никогда так и не был воплощен в жизнь.

 

 

Миндаугас Бонану — граффити «Сделаем все великим опять»

© AP Photo/Mindaugas Kulbis

В мае 2016 года в Вильнюсе на стене одного из ресторанов появилось граффити с изображением целующихся Владимира Путина и Дональда Трампа. Автором работы стал художник Миндаугас Бонану, который в названии «Сделаем все великим опять» обыграл предвыборный лозунг тогда еще кандидата от республиканцев «Make America great again». Граффити Бонану — перифраз знаменитого рисунка Дмитрия Врубеля «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви», нанесенного художником в 1990 году на один из фрагментов Берлинской стены. На граффити Врубель тогда изобразил поцелуй Леонида Брежнева и Эриха Хонеккера. В августе неизвестные закрасили лица политиков на граффити Бонану. Произошедшее тогда назвали «террористической атакой на свободу слова в Литве». Владелец ресторана Keulė Rūkė, на стене которого размещалась работа, пообещал восстановить ее, что и было сделано спустя несколько недель.

 

 

Арт-группа Indecline — статуя «Император без шаров»

Новый президент США Дональд Трамп в уходящем году стал героем еще одного провокационного произведения искусства. Несколько фигур обнаженного политика с внушительным животом и болезненно расширенными венами по всему телу создала анонимная арт-группа Indecline. Статуи Трампа появились на улицах Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, Сиэтла и Кливленда. А затем за считанные часы были с них убраны. «Я в одежде-то его не очень переношу», — заявил тогда мэр Нью-Йорка Билл Де Блазио. Позднее лос-анджелесская версия голого Трампа была выставлена на аукцион Julien’s Auctions. Статуя ушла с молотка за $22 тыс., что существенно превысило ее оценочную стоимость. Часть средств от ее продажи перечислили Национальному иммиграционному форуму, оказывающему поддержку мигрантам. Сам Дональд Трамп известен своими громкими высказываниями о мигрантах с предложениями об их депортации и строительстве стены на границе с Мексикой.

 

 

Ай Вэйвэй — инсталляция из 22-х надувных плотов

В сентябре во Флоренции открылась первая в Италии ретроспектива Ай Вэйвэя. Работы китайского художника заняли все залы Палаццо Строцци и даже его фасад. На нем Ай Вэйвэй разместил инсталляцию из 22-х надувных лодок. Подобная работа — попытка художника привлечь внимание к проблеме беженцев. Причем к ней в 2016 году Ай Вэйвэй обращался неоднократно. В минувшем феврале художник покрыл колонны Берлинского концертного зала 14 тыс. спасательных жилетов, в которых мигранты из Сирии прибывали на греческий остров Лесбос. А в июле в фонтане венского дворца Бельведер Ай Вэйвэй выложил из спасжилетов гигантскую букву F.​