Стиль
Впечатления «Терминатор: Генезис»: для близких просто Папс
Стиль
Впечатления «Терминатор: Генезис»: для близких просто Папс
Впечатления

«Терминатор: Генезис»: для близких просто Папс

Фото: Кинопоиск
Новый, пятый по счету «Терминатор» интересен ровно столько, сколько играет с сюжетом первых двух частей Джеймса Кэмерона.

 

В фильме «Терминатор: Генезис» о злоключениях давно перешедшего на сторону добра (то есть прогрессивного человечества) Т-800 есть как бы две временные линии. Одна тянется в фильме, вторая остается за кадром, но имеет не меньшее значение для восприятия «Генезиса». Действие фильма, снятого Аланом Тейлором, снимавшего, помимо прочего, «Игру престолов» и вторую часть «Тора», начинается в 2029 году, когда люди под предводительством Джона Коннора победили машины, но те коварно успели отправить в прошлое Терминатора, чтобы тот наконец-то убил сами знаете кого, в 1984-й, и тут совпадение даты из фильма и даты выхода первого «Терминатора» Джеймса Кэмерона ключевое. Дальше, когда Кайл Риз (Джай Кортни) тоже, предварительно стыдливо раздевшись, лезет в машину времени и оказывается в прошлом, где его ждет погоня с участием улучшенной модели робота, сыгранного в «Терминаторе 2» Робертом Патриком, становится понятно, что Тейлор и сценаристы Лета Калогридис и Патрик Луссьер хотят не столько начать историю сначала, сколько скомпрессовать первые два легендарные фильма, переделать сюжет, практически вывернув наизнанку, и сделать следующего после Терминатора героя (а их всего четыре) отрицательным. Становится интересно: как же выкрутятся авторы пятой части из петли, которую сами себе затянули? Прошлое переписывается безжалостно. Постаревший (вы спросите, как это возможно? У авторов есть объяснение) Терминатор, оказывается, спас Сару Коннор, когда ей было девять лет, и был ей папой, мамой и нянькой по прозвищу Папс. Сара —  больше не пугливая официантка (простите, Линда Гамильтон образца 1984 года!), а амазонка с пулеметом, такая, какой Гамильтон стала к 1991-му.

Кайл убеждает Сару, что нужно попасть не в 1997-й, когда по старой версии случилось завоевание машинами Земли, а в 2017-й, когда функция «Генезис» проберется в девайсы людей и полностью их поработит. Логика (хотя какая здесь уже логика, если прошлое переписано едва ли не полностью) здесь чисто маркетинговая — никому в 2015-м не интересно смотреть на конец света, который уже случился 18 лет назад, гораздо страшнее ждать Судного дня, если он впереди. Итак, действие происходит в трех временных промежутках — в 1984-м, в 2017-м и 2029-м, причем опять же по чисто киношной логике в нужный момент истории герои попадают за несколько минут до катастрофы — поставить таймер на более раннее время, чтобы с запасом спасти мир не в последнюю секунду, им в голову не приходит.

После всей этой чехарды, в которой игра с сюжетом первых двух кэмероновских фильмов интереснее спецэффектов, поражавших в 1991-м, но вызывающих зевоту сегодня, параллельная временная линия поневоле становится любопытнее. Кэмерон снял первого «Терминатора» в 1984-м, и фильм сейчас поражает своей сырой мощью с панковским налетом и настоящим ужасом, который наводил немногословный (к счастью!) молодой Шварценеггер. В 1991-м «Терминатор 2: Судный день» стал одним из первых фильмов, в котором новые тогда спецэффекты (особенно «тягучесть» и неуязвимость Т-1000 Роберта Патрика) поражали воображение, а Кэмерон уже после «Чужих» развернул экшен на полную мощность. «Терминатор 3: Восстание машин» показывал дряхлеющего Арнольда как последнего мачо, героя боевика, сражавшегося с киборгом-женщиной Кристанной Локен совсем в духе веяний феминистского времени (всего годом раньше главная злодейка в другом сайенс-фикшене «Люди в черном 2» тоже была женщиной, так что «Терминатор» старался не отставать от тренда). Про четвертую часть (2009) с Кристианом Бэйлом в роли Джона Коннора авторы новой стараются не вспоминать, сняв опоздавшую как минимум на 20 лет постмодернистскую историю по мотивам оригиналов. Чуда не произошло — ближе к банальному хеппи-энду, где все обнимаются и целуются с фоном зеленых холмов на заднем плане, хочется залезть в машину времени и оказаться в 1995-м или 1997-м, когда этот сиквел (желательно под режиссурой Кэмерона) имел бы смысл.