Что нужно знать об архитектуре модерна и где ее искать в Москве
Дом «Врубеля 4»
Обращаться к прошлому — в тренде: ностальгия по советской эпохе уживается с ностальгией по временам более ранним и более разнообразным в плане направлений искусства. Таким, как рубеж XIX–XX веков, ознаменованный архитектурой модерна, символизирующей свободу творческого выражения. Исторический экскурс — прекрасный шанс перезагрузить свое восприятие реальности, выстроить вокруг него новое комьюнити и даже улучшить качество жизни.
Нарядные перемены
Чуть больше 100 лет назад общество столкнулось с радикальными переменами: мир стремительно трансформировался под влиянием прогресса, который сказывался на экономической, социальной, образовательной сферах, вторгался в философию и искусство, создавал совершенно новые смыслы. Слово modern, означающее «современный», стало символом этих перемен, а затем и названием архитектурного стиля. В городах по всему миру сейчас можно встретить его образцы — от самых «открыточных», вроде Искупительного храма Святого Семейства в Барселоне (незавершенное творение легендарного Антонио Гауди), до практически будничных, но неизменно величественных, как здание гостиницы «Метрополь» в Москве.
Доходный дом Исакова
В модерне выразили себя многие архитекторы и художники — Лев Кекушев, который как раз проектировал и «Метрополь», и доходный дом Исакова, а также дом Кекушевой и другие знаменательные для Москвы здания; Федор Шехтель, автор особняка Зинаиды Морозовой, где сейчас расположен дом приемов МИД России, и особняка Рябушинского, в котором теперь находится музей-квартира Максима Горького. В оформлении архитектурных объектов в стиле модерн участвовали живописцы Михаил Врубель, Александр Головин, Сергей Чехонин и другие. Как показала история, все они внесли вклад в московский модерн. В этот период экономический и культурный подъем способствовал появлению большого количества ярких зданий по всему городу.
Покровская церковь в Малом Гавриковом переулке
Модерн (на Западе употребляется термин Art Nouveau — «новое искусство», ар-нуво) — это синтез всех предшествующих ему видов искусства с преодолением границ между изяществом и практичностью, с уклоном в асимметрию и плавные линии, любовью к декору и причудливому оформлению фасадов. Узнать дома в стиле модерн очень легко — они сразу привлекают внимание лепниной, коваными деталями, росписями и мозаиками. Эта нарядность, к слову, коснулась не только доходных домов и купеческих клубов, но даже церквей. Примеры тому — Покровская церковь в Малом Гавриковом переулке по проекту архитектора Ильи Бондаренко или церковь Спаса Нерукотворного Образа в Абрамцево, которая стала результатом творчества кружка художников и архитекторов под предводительством мецената и промышленника Саввы Мамонтова, куда входили Васнецов, Поленов, Репин, Самарин и другие.
Театр «Ленком Марка Захарова»
Гуляя по Москве, можно заметить массу примеров модерна, если знать, что искать. На Малой Дмитровке, в здании, построенном по проекту Иллариона Иванова-Шица, размещается театр «Ленком Марка Захарова»: сооружение с симметричным фасадом и колоннами выполнено в венском варианте модерна, в интерьере присутствуют отсылки к древнеегипетскому искусству и работам Густава Климта.
Ярославский вокзал, который в начале XX века пережил реконструкцию силами Федора Шехтеля, теперь предстает ярким свидетельством расцвета архитектуры модерна в России. Не уступает ему и расположенный напротив Казанский вокзал, по инициативе Шехтеля связанный единой архитектурной композицией с Ярославским. В центре здания — высокая башня, сам вокзал будто собран из разных построек, а фасады в светлой облицовке украшены килевидными кокошниками на часовой башне и окнах. Строительство Казанского вокзала, к слову, затянулось до 1940-х годов, так что его можно отнести к модерну середины XX века.
Казанский вокзал
Главным символом купеческой Москвы считается «Метрополь» — гостиница, выросшая по инициативе Саввы Мамонтова на месте другого гостиничного комплекса, основанного купцом Павлом Челышевым. Обновленное здание изначально должно было вмещать в себя оперный зал, не уступающий Венской опере, но в итоге от этой идеи отказались. Другие признаки модерна щедро реализовывались авторами, исходя из потенциала привлечь платежеспособных постояльцев из Европы: мозаика, росписи, ажурные металлические балконы... Керамические панно Александра Головина и Михаила Врубеля составили неповторимый ансамбль, который поражает своим великолепием по сей день.
Гостиница «Метрополь»
Другой пример жилого здания в стиле модерн — дом «Сокол» на Кузнецком Мосту, входивший в архитектурный ансамбль с гостиницей «Метрополь». Майоликовая мозаика, украшающая его, выполнена по эскизам Николая Сапунова, в отделке — изразцы по эскизам Врубеля (он внес свой творческий вклад не в одно модерновое здание). Сейчас в «Соколе» располагается градостроительный институт «Моспроект-3».
Дом «Сокол» на Кузнецком мосту
Актуальный модерн
Модерн не канул в прошлое и не стал неприкосновенным явлением музейного типа. Напротив, практичность и рациональность этого архитектурного стиля до сих пор в тренде. В московском районе Сокол близ Поселка художников, что появился в начале XX века на месте села Всехсвятское как «город-сад», в этом году компания «Sminex-Интеко» построила здание в стиле московского модерна — «Врубеля 4».
Дом «Врубеля 4»
Это единственный в районе новый премиальный дом. Он вобрал в себя наследие архитектуры московского модерна с декоративными фрагментами, резными рустами, террасами, орнаментом в виде цветков ириса с изогнутыми листьями и лаконичными соцветиями — одни из ключевых признаков стиля. Мощение центральной площадки в приватном дворе тоже вдохновлено работами Врубеля. Ее изящным дополнением стали цветники, раскидистые липы и сирень, которую любил писать художник.
Дом «Врубеля 4»
В октябре «Sminex-Интеко» провела на территории дома художественный фестиваль для жителей и соседей из Поселка художников. Это было событие в лучших традициях добрососедства, которым славится Сокол. Старожилы и новоселы района познакомились друг с другом и прикоснулись к художественным смыслам, которые заложили создатели дома.
Выставка в доме «Врубеля 4»
Елена Арлен, основатель культурного центра «Соколица» и жительница Поселка художников, вспоминает, что облик дома «Врубеля 4» сразу же вызвал у нее ассоциацию с подковой. «Место удивительное — раньше здесь была школа, которую потом «сдвинули», потом тут работало издательство «Коммерсантъ», а теперь возник красивый необычный дом. Это большая удача, что концепция здания так перекликается с концепцией этого района, — поделилась она. — Творческая атмосфера в самом поселке способствует и развитию добрососедства. Приятно, что дом «Врубеля 4» откликнулся на сотрудничество, которое предоставит возможность создавать общие проекты, поддерживать не только художников, но и других творческих людей. Все, кто не связан с этой сферой, смогут в камерной атмосфере стать к ней причастными».
Дом «Врубеля 4»
Для общения соседей «Sminex-Интеко» создала на крыше самую большую в домах премиум-класса общественную террасу. Здесь участники фестиваля смогли насладиться живописными видами на район и его достопримечательности — вечером россыпь городских огней будто упрашивает сделать десяток фотографий на фоне.
Вид с террасы на крыше «Врубеля 4»
Искусство способно сделать дом по-настоящему запоминающимся и концептуальным. В случае с «Врубеля 4» — это прямое продолжение традиций модерна, элементы которого отражают особенности города и индивидуальные предпочтения его жителей.
Реклама. ООО СЗ Врубеля 4, erid: 4CQwVszH9pUnJwJee8M