«8 подруг Оушена»: женский ответ шовинистическому Голливуду
«Мужчина привлечет внимание, а женщина — нет. Нам в кои-то веки это не нужно», — говорит сестра Дэнни Оушена сообщницам по краже редкого колье Cartier стоимостью 150 млн. Такие подачки движению #MeToo еще встретятся в фильме, само появление которого кажется следствием феминистских настроений последнего года. Однако в итоге режиссер Гари Росс сведет все к мести обманутой женщины и красивым платьям, так что к финалу не знаешь, радоваться за Дебби и ее подруг, доказавших, что женщины могут воровать не хуже мужчин, или пожалеть за то, что даже в эпоху эмансипации они все время думают и о мужчинах, и о платьях.
Предыдущая попытка переснять старый фильм с женщинами в мужских ролях была два года назад: режиссер «Девичника в Вегасе» Пол Фейг переделал любимых несколькими поколениями «Охотников за привидениями». Позвав на главные роли Мелиссу Маккарти и Кристин Уиг, он разозлил всю мужскую аудиторию, с 1984 года верную Биллу Мюррею и его мужскому братству обаятельных неудачников. Революции не случилось — видимо, женщины не настолько хотели смотреть ремейк комедии про ловцов привидений, чтобы он стал хитом. Женские «Охотники за привидениями» собрали в мировом прокате меньше $ 230 млн при бюджете 144 млн, и стало казаться, что тренд половых переделок старых фильмов умер, толком не начавшись.
Но только до того момента, пока на волне #MeToo самые востребованные голливудские актрисы не согласились сняться в женской версии трилогии Стивена Содерберга. Этот проект, за который взялся режиссер Гари Росс, оказался менее рискованным. Бюджет вдвое меньше «Охотников» — 70 млн, зато звездный состав внушительнее: Сандра Буллок, Кейт Бланшетт, Рианна, Хелена Бонэм Картер, Энн Хэтэуэй, Сара Полсон, а также Ким Кардашьян и Оливия Манн в крошечных эпизодах.
Самое интересное, что бюджет «8 подруг Оушена» меньше всех предыдущих фильмов из трилогии о Дэнни Оушене и его соратниках (их производство — в диапазоне от $ 85 млн до 110). Кажется, будто женщинам продолжают недоплачивать, хотя с мировыми сборами в размере 121 млн всего за две недели проката понятно, что новое кино окупится. Но дело даже не в том, как к женщинам относится Голливуд. Вопрос — как женщины относятся к себе.
Героини Буллок, Бланшетт, Рианны, Бонэм Картер и Хэтэуэй — звезды каждая в своей области: кто заслуженная воровка, кто кинозвезда, а Рианна даже — единственный хороший в мире хакер нерусского происхождения (в фильме несколько удачных шуток про русских). Но друзья Дэнни Оушена грабили плохих серьезных ребят вроде владельцев казино, которых не было жалко. А подруги Дебби Оушен решают обчистить не банк и не очередного эксцентричного миллиардера, а Cartier, нацелившись на колье, которое сделала знаменитым еще Элизабет Тейлор.
Место преступления тоже показательно: в музее «Метрополитен» ежегодно в мае журнал Vogue проводит главное модное событие года — Met Gala. Хорошо, Дебби с подругами не выбрали выставку кухонь, а то было бы совсем неловко. В год, когда женщины пытаются доказать, что у них хорошо получается не только продвигать известных дизайнеров на красной дорожке и болтать о нарядах, а снимать серьезное кино и вообще делать мужскую работу не хуже мужчин, посыл «8 подруг Оушена» выглядит несколько странно. Мало того, в фильме есть важный сюжетный поворот: как мстительная бывшая, Дебби подставляет галериста Клода (Ричард Армитедж), с которым встречалась до тюрьмы, таким образом полностью подтверждая худший стереотип о женщине как о движимой обидой за мужское коварство валькирии.
Галерист и еще несколько мужчин на втором плане не дают «8 подругам Оушена» выглядеть концептуальным фильмом на манер легендарных «Женщин» 1939 года, где не было ни одного мужчины в кадре, хотя героини говорили в основном о них. Мужчин в фильме Гари Росса совсем мало (помимо Клода — грузчики, охранники, несчастные сотрудники Cartier и Джеймс Корден в смешной роли расследующего ограбление детектива), но они есть и показаны обслуживающим персоналом или недалекими статистами. Это удивительно однобокий мир, где все женщины умны и интересуются драгоценностями, а все мужчины глупы и не видят очевидных вещей: воровки работают так грубо, что странно, почему их не взяли еще до съезда гостей на Met Gala.
Конечно, можно не предъявлять никаких претензий легкому развлекательному фильму, авторы которого всего лишь хотят нас повеселить. В «8 подругах Оушена» есть удачные шутки: «Колье охраняют лучшие охранники. Они до сих пор работали с папой римским, а он вроде не терялся». И все же в год, когда кинозвезды так громко кричали о равноправии, кажется, что подруги Оушена между женской солидарностью и красивым платьем скорее выберут второе.