Новый творческий кластер «Октава»: зачем нужно ехать в Тулу
Легендарная «Октава»
Тульский завод «Октава» расположен в самом центре города. В советское время предприятие знали во всем мире — завод выпускал микрофоны и средства связи военного и гражданского назначения. Знаменитое «Поехали!» Юрий Гагарин произнес именно в микрофон «Октавы». А за чистый и насыщенный звук «Октаву» полюбили U2, Стинг и Мэрилин Мэнсон.
Пик активности завода пришелся на 80-е годы прошлого века. Тогда число сотрудников достигало шести тысяч человек. В 1990-х наступил кризис всей российской промышленности, предприятие пришло в упадок, количество персонала снизилось до 350 человек. Долгое время площади завода пустовали, пока два года назад на Петербургском экономическом форуме не было подписано соглашение о создании на его территории творческого кластера. В июне 2017-го предприятие перешло в прямое управление «Ростеха», которое взялось его модернизировать. По утверждению госкорпорации, завод выведен на безубыточный уровень.
Идея и концепция
По задумке создателей, творческий индустриальный кластер должен популяризировать моду на технику и промышленность, а также готовить экспертов в области цифровых производств, машинных технологий и промышленного дизайна. И заодно привлекать в Тулу туристов. Проект включает в себя Музей станка, Высшую техническую школу (платформа для обучения руководителей предприятий с ключевыми функциями: разработка продукта, производство и дистрибуция), инновационную лабораторию «ФабЛаб MAKER», техническую библиотеку, журнальную редакцию, а также творческое пространство для лекций и мастер-классов. «Октава» — совместный проект «Ростеха», правительства Тульской области и частного инвестора Михаила Шелкова.
Архитектура и дизайн
За визуализацию пространства отвечало бюро Orchestra, принимавшее участие в разработке концепции парка «Зарядье» и Парка Горького, а также сотрудничающее со «Стрелкой». Архитектура здания соответствует индустриальной атмосфере завода: урбанизм, четкие линии, большие пространства. Чтобы привести в порядок полуразрушенные корпуса завода, пришлось масштабно потрудиться, о чем свидетельствуют архивные фотоснимки, представленные на экспозиции «Руина: опыт воссоздания». «Дизайн разрабатывался параллельно с программой кластера, чтобы неразрывно служить ему. Мы постарались сохранить специфический промышленный дух этого места и внести в него новую функцию, — рассказывает Арсений Бродач, один из архитекторов кластера. — Несмотря на то что завод превратился в общественное пространство, осталась характерная для производства линейная структура цехов, трубы на потолке, наливные серые полы. Но главное, что с созданием творческого кластера завод продолжить жить и работать».
Монотонность урбанистического интерьера раскрашивают яркие детали. У каждого рабочего пространства свои акценты и индивидуальность. В библиотеке — желтые тумбы, в большом зале — белые модели станков вдоль панорамных окон. Оранжевый цвет уже был в экстерьере здания: до того, как началась реконструкция, его можно было встретить на вытяжках и вентиляции. Архитекторы развили идею внедрения цвета и добавили яркую наружную лестницу, ведущую из двора кластера на открытую веранду. Вероятно, она символизирует движение вверх, максимально привлекает внимание и уже мелькает в инстаграм-аккаунтах местной молодежи.
Здание состоит из пяти этажей, при этом два последних еще на стадии ремонта. В кластере есть площадка для временных экспозиций, направленная на сотрудничество с местными художниками, фотографами и другими музеями. Кроме того, на первом этаже можно провести встречу в кафе, а на втором — заглянуть в книжный магазин.
Технологии и инновации
На территории кластера действуют лаборатория робототехники «ФабЛаб MAKER», звукозаписывающая студия и даже собственная редакция. «ФабЛаб MAKER» дает посетителям возможность познакомиться с дорогостоящим оборудованием или временно арендовать его для бизнеса. В широком доступе — 3D-принтеры и 3D-сканеры, лазерные, фрезерные и токарные станки, стимуляторы полета и возможность пройти курсы по робототехнике на основе российских программных комплексов. Занятия будут проводиться как для детей, так и для взрослых. Эксперты обещают научить правильно обращаться с роботами или конструировать их.
Сейчас разрабатывается летняя программа тематических мастер-классов, где тонкостям работы с технологиями и VR сможет обучиться любой желающий. Например, вырезать деревянное изделие с помощью лазера или напечатать пластиковые модели на принтере.
В местной «зин-редакции», как ее здесь называют, предлагают принять участие в создании журнала или газеты. Пресс-секретарь кластера Алексей Соколов рассказывает: «Зин, как часть самиздата, может быть посвящен всему — театру, кино, музыке. Наш первый выпуск "Расцвет" посвящен «Октаве», но это не новости, а видение ее философии. Там нет фотографий, все иллюстрации нарисованы вручную».
Музей станка
Один из центральных проектов в рамках индустриального кластера — Музей станка. Над ним трудилась большая команда во главе с Василием Бровко («Ростех»), Алисой Прудниковой (Уральская индустриальная биеннале современного искусства) и Дарьей Жениховой («Культура потребления»). В итоге получился музей нового формата: мультимедийная экскурсия включается нажатием одной кнопки и работает по сеансам. Ознакомиться с экспозицией помогает звуковая навигация: об основных периодах развития российских и зарубежных производств рассказывают Вениамин Смехов, Сергей Чонишвили, Алиса Гребенщикова и другие известные актеры. Среди экспонатов — 8 легендарных станков, 10 анимационных роликов, таймлайн и карта развития промышленности, макеты памятников индустриальной культуры и звуковая инсталляция саунд-художника Олега Макарова «Звуки заводов».
В понимании создателей, станок — только повод поговорить о времени, истории, культуре. Эксперты тщательно отбирали и реставрировали экспонаты, вдыхая в них вторую жизнь. Каждый из представленных станков в свое время был лидером в отрасли. Один представляет военную эпоху, другой — главный герой кинематографа. В ближайших планах музея — внедрение разных тематических маршрутов: архитектурного, литературного, детского. В их основе лежат не только энциклопедические знания, но также дневниковые записи и архивы, собиравшиеся по всей стране.