Джентльмен нового времени
Том Уэйтс однажды сказал: «Джентльмен — это человек, который умеет играть на аккордеоне, но никогда этого не делает». На первый взгляд, не более чем изящная острота, «красное словцо». Однако если убрать из этого уравнения игру на аккордеоне и подставить любой гипотетически полезный навык, можно вычленить главный, если вообще не единственный принцип существования джентльмена: дело не только в количестве или качестве доставшихся тебе умений и привилегий, но также в отсечении лишнего, в четком своде моральных запретов, в первую очередь тобою же и установленных. Джентльмен — это живущий в состоянии внешнего комфорта аскет.
По большому счету, основной перечень этих самых запретов — этих «не» с глаголами — сформулирован в десяти заповедях, которым в той или иной степени неизменно вторят люди, формирующие образ джентльмена. Так, например, Ф. Скотт Фицджеральд начинает роман «Великий Гэтсби» с увещевания: «Если тебе вдруг захочется осудить кого-то, вспомни, что не все люди на свете обладают теми преимуществами, которыми обладал ты». В перевернутом, зеркальном смысле со словами Фицджеральда перекликается знаменитое высказывание Юбера Живанши: «Мода — это умение одеться так, чтобы пройти по улице незамеченным». Не осуждать и не вызывать к собственной персоне случайного, поверхностного интереса, лежащего в основе всякого осуждения.
Стас Пьеха: «Джентльмена отличают манеры и выдержанный стиль, а не стремление угнаться за модой. Ярко выраженное мужское начало без налета мещанства и ханжества — это тоже про джентльмена. Профессионализм, положение в обществе, репутация — это не изначальная данность, а то, над чем человек должен работать сам, и джентльмена скорее определяет эта работа над собой, а не происхождение. Я стараюсь быть тем самым настоящим мужчиной, кому не чужды эстетика и стиль, и постоянно нахожусь в развитии. Пожалуй, мне хотелось бы считать себя джентльменом».
Джентльмен — не просто лестная характеристика, а полноценная жизненная философия, отражающаяся абсолютно во всем, что делает человек. Осознанное существование начинается там, где заканчивается подражание другим, когда ты отказываешься от постоянной оглядки на людей, представлявших для тебя идеал или ролевую модель, и выстраиваешь свою жизнь, не следуя за ними, а просто время от времени с ними сверяясь.
Определенное противоречие заключается в том, что идея современного джентльмена — это как раз во многом оглядка на стандарты прошлого. Отсюда, например, непреходящий успех фильмов о Джеймсе Бонде, который, с одной стороны, олицетворяет собой то самое слово на букву Д, но, с другой, это воинственный персонаж, которому дозволено гораздо больше, чем простым смертным. Здесь можно возразить, что Бонд в определенном смысле жертва обстоятельств, прямо как Женя Лукашин в «Иронии судьбы», только с большими кулаками и длинным стволом. Тем не менее джентльмен сегодня должен быть чужд всякой воинственности, будь то отказ от решения вопросов с помощью апперкота и пистолета или же неввязывание в фейсбучные войны, которые ничего, кроме поддержания и приумножения агрессии, не несут. Пример, посыл сегодняшнего дня должен быть другим.
Никита Пресняков: «При разговоре о джентльменах сразу возникают ассоциации с классической Англией, с костюмами и галстуками, с фильмом «Кингсмен» наконец. Впрочем, современный джентльмен может не ограничивать себя классикой. Главное, лаконичный и продуманный стиль. Он очень ухожен, в нем не может быть неопрятности. Это человек с собственными представлениями о жизни, он вежлив, учтив и всегда готов прийти на помощь. И хотя стиль — важная составляющая, в первую очередь джентльмена определяют поступки».
Теперь несколько слов о том, без чего при всем желании джентльмену не обойтись. Таких вещей, на самом деле, две: зеркало в полный рост и весы. Остальное — наживное. В том, чтобы быть одетым дорого, нет никакой нужды, в первую очередь образ должен быть органичным. А чтобы этого добиться, вовсе не обязательно проводить бесконечные часы в мультибрендовых магазинах, достаточно разобраться с имеющимся у вас гардеробом. Поверьте, количество комбинаций, составленных из разумного минимума вещей, порой способно удивить. Держать под контролем вес — тоже немаловажная задача, и в 45, «куда бы нас ни бросила судьбина, и счастие куда б ни повело», желательно весить не намного больше, чем, скажем, в 25. Напоследок: поменьше дезодоранта и в меру одеколона. Переизбыток того и другого говорит о закомплексованности; тело в первую очередь должно пахнуть телом. Собственно, всё. В остальном можно положиться на интуицию. Ее, как и чувство юмора, не так уж трудно в себе воспитать. И еще не забывайте прислушиваться — в пределах здравого смысла, разумеется, — к мнению человека, с которым живете или встречаетесь.
Быть джентльменом сегодня, на самом деле, не намного сложнее, чем, скажем, лет пятьдесят назад. Стоит только помнить, что равняться на отжившие примеры, как бы соблазнительно это ни выглядело, увы, не получится. И речь не о чистой обуви и определенных поступках, а обо всех поступках в комплексе, о каждодневной вдумчивой работе над собой. Меняется время, а значит, условия этой работы не могут оставаться прежними. Хотя, конечно, чистая обувь — одно из основополагающих правил в любую эпоху.
Продолжая размышления, какой он — джентльмен нашего времени, бренд Givenchy выпустил парфюмерную воду Gentleman Givenchy. Заключенный в черный флакон из непрозрачного лакированного стекла, уже одним своим видом новый аромат показывает: современный денди не только мужественен, но и элегантен. Разные проявления его характера раскрывают, с одной стороны, ноты черного перца и черной ванили, с другой — аккорды ириса и пачули. Парфюмеры Натали Лорсон и Оливье Кресп настаивают на том, что джентльмен не может быть только решительным и смелым, темпераментным или чувственным. Он должен знать, в какие моменты стоит вспомнить о харизме, а в какие — о силе. Следуя за своим героем, аромат Gentleman Givenchy становится выражением всех этих качеств и черт и соединяет их в общую композицию.