Стиль
Герои Веб-дизайнер — о работе над Digital Twin для Cisco и приложением MindEase
Стиль
Герои Веб-дизайнер — о работе над Digital Twin для Cisco и приложением MindEase
Герои

Веб-дизайнер — о работе над Digital Twin для Cisco и приложением MindEase

Виталий Григорьев

Виталий Григорьев

Виталий Григорьев, ведущий продуктовый дизайнер, автор научных статей, ментор начинающих специалистов и член Белорусского союза дизайнеров, — о простом, но функциональном интерфейсе и трендах индустрии

В сфере цифровых технологий дизайн важен для любого продукта. От удобства и привлекательности интерфейсов напрямую зависит, будут ли пользоваться спросом те или иные сервисы и приложения. Создание дизайна требует от специалистов постоянного развития, творческого подхода и погружения в особенности каждого проекта. Один из экспертов в сфере продуктового дизайна — Виталий Григорьев, в послужном списке которого работа над масштабными проектами для таких компаний, как Cisco и MindEase. Также Виталий известен как автор научных статей, ментор начинающих специалистов и член Белорусского союза дизайнеров. Путь его был довольно необычным: он начинал как студент-экономист. Мы обсудили, почему он предпочел дизайн экономике.

Расскажите, как вы пришли к карьере продуктового дизайнера, имея за плечами экономическое образование.

Все началось во времена моей учебы в университете на экономическом факультете. Довольно скоро я осознал, что мир цифр и финансов не вдохновляет меня так, как творчество и дизайн. У меня за плечами была художественная школа, и в свободное время я с удовольствием брался за небольшие заказы по разработке дизайна полиграфии для местных компаний. Чем больше я погружался в эту сферу, тем сильнее понимал, что хочу связать с ней будущее.

Важным этапом стал переезд в Санкт-Петербург и работа веб-дизайнером в агентстве ProfitKit в 2014 году. Интенсивная работа дала мне хороший опыт и портфолио, с которым я впоследствии вернулся в Беларусь уже с твердым намерением развиваться как продуктовый дизайнер. Меня захватила возможность создавать цифровые решения, которые делают жизнь людей лучше и проще. С тех пор я постоянно прокачивал навыки, перенимал экспертизу у старших коллег, работал над проектами в разных сферах. Постепенно сформировались мой авторский стиль и подход.

Сейчас я понимаю, что решение кардинально сменить вектор с экономики на дизайн было верным. Я занимаюсь любимым делом, в котором могу приносить реальную пользу и постоянно расти как профессионал. Экономические знания тоже не стали лишними — они помогают мне лучше понимать бизнес-процессы и быть универсальным специалистом.

Вы работали над созданием платформы Digital Twin для Cisco, которая помогает управлять корпоративной IТ-инфраструктурой. Как вам удалось спроектировать интуитивно понятный интерфейс для такого технологически сложного решения?

Работа над b2b-платформой Digital Twin для Cisco стала для меня захватывающим вызовом. Этот инструмент позволяет крупным компаниям отслеживать состояние IТ-инфраструктуры в реальном времени, выявлять потенциальные проблемы до того, как они приведут к сбою, и удаленно управлять всеми системами. От стабильности работы корпоративных сетей напрямую зависит непрерывность ключевых бизнес-процессов, поэтому даже минимальные простои могут оборачиваться для компаний колоссальными финансовыми потерями и другими рисками.

В качестве ведущего UX-дизайнера моей задачей было спроектировать максимально простой и понятный интерфейс для управления всей этой сложнейшей многоуровневой системой. Главная сложность заключалась в том, чтобы дать пользователям возможность легко и быстро взаимодействовать с огромным массивом данных и функций, не теряясь в деталях. Для решения этой задачи я работал в плотной связке с командами разработчиков, аналитиков данных, экспертов по сетевым технологиям. Опираясь на их экспертизу, мне удалось создать эффективную дизайн-систему, позволяющую гибко адаптировать интерфейс под различные роли специалистов и сценарии использования.

В результате такого подхода мы смогли добиться главной цели — предоставить клиентам Cisco удобный и эффективный инструмент для оптимизации IТ-инфраструктуры, способный экономить компаниям значительные ресурсы на ее обслуживании и повышать общую надежность систем. Положительные отзывы как от руководства Cisco, так и от конечных пользователей платформы стали для меня лучшим подтверждением успеха проекта.

Виталий Григорьев

Виталий Григорьев

Одним из ярких ваших проектов стал редизайн приложения MindEase для заботы о ментальном здоровье. Какие ключевые улучшения интерфейса вы внедрили и как это повлияло на вовлеченность пользователей?

Когда я присоединился к команде MindEase, мобильное приложение для заботы о ментальном здоровье уже имело свою аудиторию, но явно нуждалось в обновлении дизайна, чтобы выигрышнее смотреться на фоне конкурентов. Исходя из бизнес-задачи, мне нужно было быстро, но деликатно освежить интерфейс, сделать его более современным и привлекательным, но при этом сохранить узнаваемую стилистику, не отпугнув существующих пользователей.

В первую очередь я сосредоточился на редизайне и доработке функционала чат-бота — ключевой ценности платформы МindEase. Моей целью было сделать опыт общения пользователя с чат-ботом максимально простым, приятным и естественным, сравнимым с диалогом с реальным психологом. Работая в рамках существующего визуального стиля, я смог найти интересные интерфейсные решения, которые вывели удобство использования чат-бота на качественно новый уровень.

Также под мою ответственность попали такие важные разделы, как Panic Relief с дыхательными тренажерами и библиотека уже существующего контента. Мы обновили наполнение и улучшили навигацию в библиотеке, добавили туда больше полезных материалов для самостоятельного применения полученных знаний и инсайтов. В разделе Panic Relief появились новые упражнения и настройки. Оптимизация интерфейса под разные случаи использования — одна из визитных карточек моего подхода.

Результаты проделанной работы превзошли ожидания: после редизайна мы получили впечатляющий рост вовлеченности пользователей — 70%, а их интерес к взаимодействию с чат-ботом повысился на 15%. Эти метрики свидетельствуют о том, насколько большую роль играет дизайн в цифровых продуктах, связанных с такой непростой сферой, как ментальное здоровье.

Расскажите о ваших подходах и принципах в продуктовом дизайне.

Моя философия продуктового дизайна строится вокруг нескольких ключевых факторов:

  • интересы пользователя. Считаю, что создание удобных, интуитивно понятных интерфейсов, которые реально помогают людям решать их задачи, — главный приоритет дизайнеров. Именно поэтому я так много внимания уделяю аналитике, исследованию целевой аудитории, тщательному продумыванию пользовательских сценариев;
  • системный подход и целостное видение продукта. Стараюсь не ограничиваться точечной работой над отдельными экранами, а смотреть на интерфейс и взаимодействие с ним как на единый бесшовный опыт. Это требует детальной проработки всех компонентов и состояний, учета разнообразных условий использования продукта. В этом мне помогает работа с дизайн-системами и гибкими паттернами, которые можно эффективно комбинировать и масштабировать;
  • баланс между эстетикой и функциональностью, креативом и аналитикой. Я убежден, что по-настоящему эффективный дизайн должен не только быть визуально привлекательным, но и решать конкретные задачи бизнеса и пользователей. Поэтому я стремлюсь найти гармонию между оригинальными графическими решениями и тщательно выверенной логикой взаимодействия, информационной архитектурой, micro-UX;
  • технологические и потребительские тренды. Важно быть в курсе лучших мировых практик. Но при этом надо не копировать модные приемы, а всегда смотреть на них через призму конкретных продуктовых и пользовательских задач.

Из этих параметров и складывается мой фирменный почерк — умение сочетать накопленную экспертизу и свежий взгляд, идти в ногу со временем, всегда отталкиваться от реальных потребностей людей.

Каковы ключевые тренды, определяющие развитие индустрии продуктового дизайна в ближайшем будущем?

Выделю следующие:

  1. Рост требований к универсальности и гибкости дизайнеров. Даже начинающим специалистам теперь нужно уметь не только создавать привлекательные макеты, но и разбираться в исследованиях, аналитике, основах фронтенд-разработки (внешний пользовательский интерфейс веб-сайтов и приложений), уметь общаться с командой и защищать свои решения. Порог входа в профессию определенно становится выше, и тем ценнее опытные универсалы, способные закрыть целый спектр задач.
  2. Постепенный отказ от дизайна на аутсорсе. Компании делают выбор в пользу собственных дизайн-команд. Продукты становятся все сложнее, и для их создания критически важно, чтобы дизайнеры были полноценно интегрированы в процесс, плотно коммуницировали с разработчиками, менеджерами, бизнес-заказчиками. Спрос смещается в сторону найма дизайнеров в штат или по крайней мере на проектную работу с полным погружением в специфику компании и продукта.
  3. Активное использование в дизайне возможностей ИИ и машинного обучения. По моим прогнозам, в ближайшие годы ИИ станет незаменимым ассистентом продуктового дизайнера, возьмет на себя часть рутинных операций и позволит специалисту сосредоточиться на нетривиальных задачах. Это не значит, что ИИ полностью заменит человека, скорее мы придем к модели тесного сотрудничества, когда алгоритмы будут усиливать и дополнять навыки дизайнера. В этих условиях особенно важными станут эмпатия, критическое мышление, способность генерировать идеи, то есть сугубо человеческие качества.
  4. Упрощение и интуитивность интерфейсов, фокус на безупречном пользовательском опыте. Главными бенефициарами диджитализации становятся не компании, а люди, и продукты будущего должны будут соответствовать их высоким ожиданиям в плане удобства, персонализации, решения конкретных проблем. В этой связи построение дизайн-процесса вокруг человека, его нужд и болей будет ключом к созданию успешных цифровых сервисов. Все большую роль будут играть исследования пользователей и аналитика, дизайнеры станут настоящими адвокатами клиентов внутри компаний.

Как мы видим, все эти тренды ставят перед продуктовыми дизайнерами новые захватывающие вызовы. Учитывать все эти факторы в своей работе, постоянно обновлять свои навыки и образ мышления — залог профессиональной востребованности и успеха в меняющемся технологическом ландшафте.

Виталий Григорьев
Виталий Григорьев

Какие основные сложности и вызовы вам приходилось преодолевать? Как вы с ними справлялись?

Путь в профессии продуктового дизайнера редко бывает простым и линейным, и мой не исключение. За годы в индустрии мне приходилось сталкиваться с разными вызовами, и каждый из них чему-то меня научил, сделал сильнее. Пожалуй, главная сложность, которая знакома многим дизайнерам, — это огромная конкуренция на рынке и завышенные требования к специалистам, особенно на старте карьеры. Чтобы выделиться, приходилось постоянно доказывать свою ценность, браться за самые разные проекты, быстро учиться новому. Я понял, что нужно не просто работать много, а работать эффективно, выбирая проекты осознанно и не распыляясь. Научился лучше планировать свое время, следить за балансом работы и отдыха. Это помогло мне справиться со стрессом и выйти на новый уровень продуктивности.

Еще один вызов, с которым сталкивается каждый дизайнер в наше время, — необходимость постоянно осваивать новые инструменты, технологии, методологии. Индустрия развивается стремительно, и то, что вчера было передовой практикой, сегодня может оказаться устаревшим. Поэтому я сделал непрерывное обучение своей привычкой. Стараюсь регулярно изучать профессиональную литературу, смотреть доклады с конференций, экспериментировать. Это требует времени и усилий, но позволяет всегда быть в тренде, предлагать клиентам самые современные и эффективные решения.

Работая над разными проектами, я не раз сталкивался и с коммуникационными сложностями в команде. Далеко не всегда разработчики, менеджеры, маркетологи хорошо понимают задачи дизайнера и ценность нашей работы. Приходилось учиться четко и доступно объяснять свои решения, обосновывать их данными и лучшими практиками. Развитие навыков фасилитации, управления конфликтами, сторителлинга здорово помогло мне наладить продуктивное взаимодействие даже в очень разношерстных и распределенных командах.

Над чем вы сейчас работаете?

Сейчас я работаю сразу над несколькими интересными проектами, а параллельно с этим продолжаю развивать свой личный бренд и экспертизу. И конечно, я всегда остаюсь открытым к новым интересным коллаборациям, возможностям применить свои навыки в социально значимых проектах.