Стиль
Герои Русские корни, Алекс и альтер эго: 7 фактов о Леосе Караксе, режиссере «Аннетт»
Стиль
Герои Русские корни, Алекс и альтер эго: 7 фактов о Леосе Караксе, режиссере «Аннетт»
Герои

Русские корни, Алекс и альтер эго: 7 фактов о Леосе Караксе, режиссере «Аннетт»

Фото: Stephane Cardinale - Corbis / Corbis / Getty Images
12 августа в России состоится премьера «Аннетт» — нового фильма Леоса Каракса. В преддверии выхода первого мюзикла в его карьере вспоминаем интересные факты из жизни французского киногения

Имя

Леос Каракс родился 22 ноября 1960 года под именем Алекс Кристоф Дюпон. Псевдоним — это анаграмма, соединяющая имя «Алекс» и название премии «Оскар». Со своим родным именем режиссер долгие годы и не думал расставаться — Алексами зовут, например, главных героев самых известных его картин, составляющих трилогию любви: «Парень встречает девушку» (1984), «Дурная кровь» (1986), «Любовники с Нового моста» (1991). В фильмах «Токио!» (2008) и «Корпорация "Святые моторы"» (2012) главный герой, сыгранный Дени Лаваном, откликается на прозвище Дерьмо (по-французски Merde), но никто не удивится, если и он вдруг окажется Алексом. Такая любовь к своему имени, прежде всего, вызвана тем, что герои-мужчины непременно вдохновлялись образом самого режиссера, о чем говорил и он сам в интервью «Медузе» (внесена в реестр СМИ-иноагентов): «Все они — проекции, тревожные проекции моего я».

Фото: Ben Pruchnie / Getty Images

Семья

По словам Леоса Каракса, его бабушка и дедушка жили в Одессе и эмигрировали из СССР в США в начале прошлого века. Будущий режиссер родился в творческой семье (мать Джоан Оссерман-Дюпон — кинокритик, а отец Жорж Дюпон — журналист), поэтому неудивительно, что первыми самостоятельными шагами Каракса в киноискусстве стали статьи для французского издания «Les Cahiers du cinéma», написанные в 1980-м.

Синефильство

В 16 лет Леос Каракс бросил школу и переехал в Париж, где стал посещать Французскую синематеку (музей-архив с огромной фильмотекой) и слушать лекции в Новой Сорбонне. По признанию самого режиссера, он не видел смысла в получении системного образования, предпочитая самообучение через любовь к кино. Так, Каракс всерьез увлекся немыми картинами, что впоследствии вдохновило его на собственное творчество. В одном из интервью режиссер рассказал, что, несмотря на изначально минимальный опыт в киноискусстве, со временем он сумел восполнить пробелы во всех областях, кроме звука: «Делать фильмы я начал очень рано. Тогда я не умел и не знал вообще ничего. Ни о свете, ни о монтаже, ни о кадре — всему приходилось учиться на ходу. Необходимо было найти тех, кто владеет всем этим, и мне это удалось во всех областях, кроме музыки».

Леос Каракс на Неделе моды в Париже, 1990-е
Леос Каракс на Неделе моды в Париже, 1990-е

Дени Лаван

Свое альтер эго, как называет Каракс Дени Лавана, создатель артхаусных фильмов обнаружил случайно в реестре безработных актеров. Появившись в 1984 году в фильме «Парень встречает девушку», вот уже почти 40 лет Лаван воплощает на экране все мыслимые и немыслимые версии творческого и не только версий Леоса Каракса. В 2009 году режиссер объяснил, за что ценит этого актера: «Я работаю с ним просто потому, что он лучший актер на нашей планете». Между прочим, в 2020 году Дени Лаван появился в российской картине «Серебряные коньки» Михаила Локшина в образе шарлатана-иллюзиониста Фурье.

Леос Каракс и Дени Ланван на Каннском кинофестивале 2008 года, где был показан фильм «Токио!»
Леос Каракс и Дени Ланван на Каннском кинофестивале 2008 года, где был показан фильм «Токио!»

Женщины

Леос Каракс вошел в историю кино не только как мэтр артхауса, но и как ценитель женщин. В фильмах Каракса снимались Катрин Денев, Кайли Миноуг, Ева Мендес, Жюльет Бинош. Создатель «Парень встречает девушку» даже снял клип для Карлы Бруни, жены бывшего президента Франции Николя Саркози. История взаимоотношений с женщинами на съемочной площадке началась еще во время создания дебютной короткометражки Каракса, где режиссер снял свою первую любовь. А роман, случившийся на съемках картины «Дурная кровь», открыл критикам и зрителям актрису и лауреата премии «Оскар» Жюльет Бинош, которая затем появилась и в «Любовниках с Нового моста». В дальнейшем, помимо стилистических особенностей, в кино Каракса традиционно привносились и особые отношения, связывавшие его со своими героинями, начиная с Мирей Перье, снявшейся в «Парень встречает девушку», и заканчивая «Полой Х» с Екатериной Голубевой, второй и ныне покойной женой Леоса Каракса, которая родила ему дочь Настю Голубеву-Каракс.

Екатерина Голубева, Леос Каракс и Дэльфин Шийо на Каннском фестивале 1999 года. Фильм «Пола X» был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь»

Екатерина Голубева, Леос Каракс и Дэльфин Шийо на Каннском фестивале 1999 года. Фильм «Пола X» был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь»

Связь с Россией

Брак с российской актрисой Екатериной Голубевой, умершей при невыясненных обстоятельствах (выдвигались различные версии: от несчастного случая до самоубийства), и родственники из Одессы — не единственное, что связывает Леоса Каракса с Россией. Когда режиссер был еще подростком, то находился под сильным влиянием русских писателей (герои Каракса зачастую вдохновлены персонажами Достоевского) и композиторов, чья музыка нередко звучит в его фильмах (например, произведения Шостаковича и Прокофьева). Помимо Достоевского, режиссера восхищали Леонид Андреев и Андрей Платонов, «Джан» которого он когда-то мечтал экранизировать. Что касается кино, то режиссер признается, что не интересуется русским кинематографом: «Русское кино я знаю совсем плохо. Довженко и Барнета ценю, а с Эйзенштейном плохо знаком: больше его читал, чем смотрел. Тарковского тоже почти не знаю. Из современников — Сокуров, многие его фильмы для меня ужасно важны».

«Аннетт»

12 августа состоится российская премьера новой картины Леоса Каракса «Аннетт» — одного из немногих фильмов, чей сценарий был написан не самим режиссером. Несмотря на это, первый мюзикл в карьере Каракса затрагивает и факты его жизненного пути: смерть любимой женщины, борьба творческих начал, испытание славой, взаимоотношения отца с дочерью, потерявшей мать, и многое другое. Возможно, эта автобиографичность стала одной из причин, побудивших жюри Каннского кинофестиваля вручить Леосу Караксу самую престижную награду в его профессиональной карьере — «Золотую пальмовую ветвь» как лучшему режиссеру.