Стиль
Герои Супергеройский папа: кем был Стэн Ли для мировой культуры
Стиль
Герои Супергеройский папа: кем был Стэн Ли для мировой культуры
Герои
Супергеройский папа: кем был Стэн Ли для мировой культуры
© Gilbert Carrasquillo/Getty Images
В детстве мы все читали сказки, полные фантастических существ и невероятных событий. Подрастая, мы обращаемся к другим сказкам — комиксам. Примерно так однажды объяснял популярность графических романов среди подростков и молодых людей Стэн Ли.

Стэн Ли, автор комиксов Marvel и создатель множества супергероев — от Человека-паука и Людей Икс до Доктора Стрэнджа, скончался 12 ноября в возрасте 95 лет.

Всю жизнь, более 75 лет, он посвятил своим персонажам, не переставая ни на минуту развивать созданные им вселенные, которые изменили мир навсегда и подарили огромному количеству людей новые сказки, новый фольклор.

 

Трибуна Стэна

Забавный старик, которого поклонники супергеройских фильмов радостно встречали в небольших камео, не просто дал жизнь своим фантазиям, но изменил индустрию развлечений.

 

 

Стэн был самым популярным после Алана Мура, создателя цикла о Хранителях, автором графических романов, чье имя было на слуху. Может быть, Ли не преследовал цели обрести всемирную славу, но читатель всегда знал, когда и кого стоит отблагодарить.

В прошлом веке, когда поколение, которое теперь отчаянно скорбит и выражает соболезнования, еще даже не подразумевалось, Стэн был штатным автором Marvel и разрабатывал вселенную супергероев, сидя на зарплате. На каждом новом выпуске комикса о Человеке-пауке или о Людях Икс стояло имя Стэна Ли и художника, отвечавшего за иллюстрирование. В какой-то момент Ли стал сопровождать выпуски короткими эссе, обращениями к читателям, значительно повысив свою популярность во времена, когда комиксам грозила разве что мультипликационная экранизация, но никак не крупномасштабные многомиллиардные блокбастеры со спецэффектами и знаменитыми актерами.

Стэн Ли
© Kim Kulish/Corbis via Getty Images

Стэн, подобно Стиву Джобсу, придал своему творению форму и смысл, сам при этом став публичной персоной, неотделимой от своей вселенной. Ему удалось подпитывать и растить ее в «графических» 60-х так же интенсивно, как и с наступлением эры IMAX.

 

Бэтмен не против

Расцвет супергеройского мира, созданного Ли, наступил спустя два десятка лет после появления Бэтмена, Супермена и Чудо-женщины. Герои, придуманные в издательстве DC, были невероятно популярны и, похоже, нуждались в конкуренции. В 1962 году Стэн выпустил на главную сцену подростка с суперспособностями — Человека-паука. Нескладный Питер Паркер, неуверенный в себе «дружелюбный сосед», вдруг подкупил всех тинейджеров, которые до его появления искали себя лишь среди героев-помощников — Робина, Баки или Пэппер Поттс.

Кадр из фильма «Человек-паук»

© kinopoisk.ru

У Паркера не было наставника, свои подвиги он совершал самостоятельно, руководствуясь системой ценностей, которую для него сформировал Ли. Разумеется, не без помощи других светил индустрии комиксов — Джека Кёрби, Стива Дитко, Джона Ромита, Криса Клермонта. Вместе они сконструировали новый подход к повествованию о супергероях, уделив большое внимание деталям геройского пути и снабдив персонажей недостатками, сомнениями, тревогами, склонностями совершать ошибки.

На этом фоне Бэтмен с его идеальной конструкцией поведения, не допускающей просчетов, вдруг превратился в античную статую. А Супермен и вовсе остался вынужден бороться с антагонистами, чье единственное оружие — криптонская бижутерия.

 

От игрушек до кинотеатров

Создатель «Звездных войн» Джордж Лукас не ошибся, однажды сделав ставку не на сборы фильма в прокате, а на сопроводительную продукцию — игрушки, футболки, сувениры и другие памятные вещицы, которыми гордился бы любой гик-коллекционер.

Ту же позицию разделял и Стэн Ли, распространяя славу о своих персонажах по всему свету при помощи сувениров. Этот подход стал решающим в расширении аудитории графических романов — к ней вдруг присоединились студенты, которые раньше не проявляли интереса к комиксам, считая их детским развлечением. Сложные супергерои и маркетинговая кампания показали прекрасные результаты, а Стэн увидел возможности для распространения своих фантазий в другие сферы. К слову, не без помощи Ли фестиваль Comic-Con в Сан-Диего увеличивал свою аудиторию в 1975, 1986, 1995 годах.

© Ollie Millington/Getty Images

Несмотря на то что теперь имя Стэна Ли известно каждому, а фильмы о его супергероях собирают огромную прибыль, удача, которую так ценил Ли, не слишком спешила к нему. Несколько десятилетий он неустанно работал над тем, чтобы перенести супергероев Marvel на телевидение. С 1970-х вплоть до начала 2000-х вселенная Marvel проигрывала в популярности персонажам DC — Чудо-женщине, Супермену и Бэтмену.

Окончательно изменили ситуацию «Люди Икс» с высококлассными визуальными эффектами и мрачной драматической составляющей. Пока эта франшиза все глубже уходила в драму, на экраны вышел «Человек-паук» с Тоби Магуайром. С той поры самочувствие киновселенной Marvel значительно улучшилось и открыло двери для десятка новых героев, чьи имена и титулы сегодня уже нелегко запомнить непосвященному зрителю.

Фанаты на стенде Marvel Studios во время Comic-Con International 2012
© Alberto E. Rodriguez/WireImage

Стэн Ли прошел путь от отца Железного человека и Человека-паука к дедушке современной поп-культуры. Даже тем, кто никогда не читал комиксов в детстве, знакомо его имя. Российская аудитория знает его по ярким камео в супергеройских блокбастерах, которые, благодаря бурной деятельности Ли, стали частью нашей реальности. Без насыщенных красок и мощных штрихов представить ее почти невозможно.