Стиль
Герои Основатель Farfetch.com — о новом люксе и миллениалах
Стиль
Герои Основатель Farfetch.com — о новом люксе и миллениалах
Герои

Основатель Farfetch.com — о новом люксе и миллениалах

Фото: пресс-служба
В этом году Farfetch отмечает юбилей — 10 лет назад португальский программист Жозе Невеш создал онлайн-платформу, объединившую сотни марок со всего мира. «РБК Стиль» поговорил с Жозе о выходе на Ближний Восток и о том, что лучше всего продается в Сети.

Невеш родился в северной части Португалии и с детства был близок к миру моды. Его дед был обувщиком. Неподалеку от дома находилось множество фабрик, дизайнерских студий и аутлетов. И когда в 19 лет Жозе основал IT-компанию, ее клиентами стали модные бренды. Ему так понравилась эта сфера, что он запустил собственную марку обуви и отправился с коллекцией в Милан, где довольно быстро нашел покупателей из США и Японии. В 2006 году Жозе перебрался в Лондон, продолжил развивать свой обувной бренд и параллельно управлять IT-фирмой в Португалии. Со временем он заметил, что у большинства люксовых брендов, даже крупных, нет онлайн-магазинов, и ему пришла в голову идея создать платформу, которая помогла бы маркам выйти в онлайн-пространство. Farfetch работает как витрина: платформа не закупает вещи у магазинов и дизайнеров, а предоставляет им онлайн-площадку и берет комиссию от продажи. На момент запуска в октябре 2008-го на Farfetch.com были представлены коллекции 300 дизайнеров из 25 бутиков, а сейчас эти цифры выросли в разы.

 Почему для запуска платформы вы выбрали именно Лондон?

Лондон рождает таких, как Александр Маккуин, Кристофер Кейн, Фиби Файло, в этом городе особая атмосфера. А еще Лондон — идеальное место для стартапов на стыке моды и технологий, потому что именно здесь самая большая концентрация финансистов, программистов и дизайнеров. Кроме того, важна близость к Милану и Парижу – всего-то два часа на самолете или поезде.

Чем платформа Farfetch отличается от других онлайн-магазинов?

Прежде всего мы онлайн-витрина, онлайн-агрегатор, то есть мы не закупаем товары у брендов, а служим площадкой для их представления. Второе отличие — огромный выбор. На сегодняшний день мы собрали более 800 лучших бутиков и 300 дизайнеров со всего мира. Нашим покупателям мы предоставляем доступ к такому широкому ассортименту, каким не могут похвастаться зачастую даже флагманские магазины. К примеру, если вы не нашли платье своего размера в Европе, наша система найдет его для вас где-то еще и доставит. Причем, может быть, даже из Лос-Анджелеса, но вы этого не заметите, поскольку цена и срок доставки будут такими же.

Было сложно 10 лет назад, когда вы только придумали Farfetch, доносить идею платформы до владельцев марок и дизайнеров?

Да, сложно. Фешен-индустрия очень медленная, и положение дел сейчас не сильно изменилось. Все идет своим чередом — недели моды, показы, закупки в шоу-румах на следующий сезон. Единственная вещь, которая действительно изменила ход событий, — интернет. В это трудно поверить, но у большинства крупных люксовых брендов онлайн-магазины появились всего три года назад. Их можно понять: Prada, Celine, Bottega Veneta продают не просто вещи, а стиль жизни. Однако в последнее время даже самые консервативные марки стали понимать, как важно быть представленными онлайн.

И появилось понятие «новый люкс»….

Оно появилось во многом благодаря миллениалам. Новое поколение не цепляется за эксклюзивность, ограниченные серии и искусное мастерство. Молодым людям больше интересна индивидуальность, креативный дизайн, функциональность. И мы видим, как бренды вроде Gucci, Balenciaga, Louis Vuitton работают именно на эти идеи и это поколение. Еще один важный момент — фактор времени. Если раньше люди могли каждый день заходить в Harrods и интересоваться, пришла та или иная вещь, то миллениалы не готовы ждать и вписывать свои имена в виш-листы, они хотят заполучить понравившуюся вещь как можно скорее.

Как думаете, сможет ли онлайн-шопинг со временем заменить традиционный поход в магазины?

Не думаю, что такое произойдет. Мода — не видео и не музыка, которые могут существовать исключительно в виртуальном мире. Покупателю хочется зайти в магазин, погрузиться в его атмосферу, потрогать ткань, примерить несколько вариантов и получить консультацию продавца. Особенно это касается премиальных брендов. Именно по перечисленным причинам онлайн сейчас — всего 10% продаж, а офлайн — 90%. В чем я точно уверен, так это что офлайн начнет работать по другим схемам. К примеру, у бутиков складские комнаты находятся тут же, при магазине, и, если покупатель не находит своего размера в зале, у продавца уходит очень много времени на поиски на этом складе или в другом магазине. Но реальность такова, что покупатели не готовы ждать. Сейчас все происходит быстро — за 30 секунд можно забронировать столик в ресторане, заказать такси или купить билет на самолет. Никто не готов ждать, а значит, систему нужно менять.

За что еще Farfetch любят покупатели?

Помимо большого выбора, за сервис: у нас быстрая доставка и бесплатный возврат, VIP-сервис и консьерж-служба. И, что еще важно, все — на родном языке покупателя.

В мае вы открыли представительство в Дубае. Ближний Восток — довольно сложный рынок, как планируете его завоевывать?

Действительно, рынок непростой, но при этом один из самых крупных в индустрии моды и люкса. Мы начали с того, что запустили сайт на арабском языке, уже заручились поддержкой локальных инфлюенсеров, планируем выпускать капсульные коллекции.

Как обстоят дела именно с модными брендами, ведь те же Арабские Эмираты — достаточно традиционная страна.

Безусловно, на Востоке бережно сохраняются национальные культурные традиции и женщины на улицах ходят в мусульманской одежде. Но дома, в кругу родных и близких, они одеваются совсем по-другому, иногда даже немного театрально. С другой стороны, не стоит забывать об аксессуарах — обуви, сумках, украшениях, которые не противоречат традиции носить абаи.

Что сейчас продается лучше всего на Farfetch?

На первом месте — одежда, на втором — обувь, на третьем — сумки. И потом уже идет все остальное.

Что находится сейчас в вашей онлайн-корзине?

Трудно припомнить. Могу сказать, что мой стиль очень эклектичный — люблю миксовать Prada с японскими и бельгийскими дизайнерами. И всегда покупаю только на Farfetch — мне повезло, у меня есть постоянная скидка (смеется). А если без шуток, это помогает мне тестировать платформу и постоянно придумывать что-то новое, делать онлайн-шопинг еще удобнее, быстрым и приятным.