Почему мы так устаем от видеозвонков и что с этим делать
Определить, насколько вас выматывают онлайн-конференции, можно благодаря шкале Zoom-усталости, которую разработали специалисты Стэнфордского университета. Исследование пока не завершилось, однако уже возможно сравнить результаты участников опроса с собственным опытом.
По мнению ученых, основная проблема видеозвонков заключается в том, что такой вид коммуникации требует чрезмерного когнитивного напряжения. Наш мозг не поспевает за современными технологиями, он остался на том же уровне, на каком был 50 тыс. лет назад. Поэтому лицо на экране мы воспринимаем как живое, настоящее. И это создает определенные трудности в анализе невербальной информации, которую транслирует нам собеседник.
Если собеседников много, как в случае с деловыми совещаниями и учебой, то это может привести к эффекту, который американские психологи называют продолжительное неполное внимание (continuous partial attention). Термин появился в конце 90-х годов, на заре развития цифровых технологий, когда стало ясно, что они влияют на нашу психику. ПНВ означает ощущение, когда человек пытается одновременно сосредоточиться на нескольких объектах (в нашем случае — на участниках онлайн-встречи) и, как следствие, не может глубоко погрузиться ни в один процесс. Мозг перегружается незнакомыми избыточными стимулами, которые не приводят к результату. Отсюда появляется чувство бесполезности и беспомощности [1].
Почему сложно общаться онлайн
Стэнфордские специалисты выделили еще четыре причины, почему нам бывает сложно общаться через Skype или Zoom [2].
Масштаб лица
Даже если разговор ведется один на один, наш мозг также не может воспринимать его расслабленно. Все дело в масштабе изображения, который мы считываем, как будто человек находится в непосредственной близости, нарушая наше личное пространство. Такую близость мы подсознательно интерпретируем либо как готовность к атаке, либо как подготовку к близости.
В результате это выбивает нас из рабочей колеи. Когда мы выступаем перед большой аудиторией, мы так или иначе видим коллег на определенном расстоянии. Сидя перед компьютером, мы окружены множеством лиц, которые напряженно смотрят на нас. Это создает дополнительный стресс. Ведь в обычной жизни связь «спикер — слушатель» не настолько интенсивна.
Чрезмерное наблюдение за собой
Представьте, что вы разговариваете с кем-то и при этом держите в руках зеркальце, контролируя свою артикуляцию. Помимо того, что такая ситуация как минимум странная, вам будет сложно сосредоточиться. В этот момент мозг выполняет двойную нагрузку: следит за сутью повествования, а также за тем, как вы выглядите [3].
Увеличение когнитивной нагрузки
Зрительный контакт — важнейшая часть общения. Глядя на собеседника, мы обмениваемся сигналами, выражаем внимание, интерес, несогласие или согласие с его словами. Проблема в том, что через компьютер установить зрительный контакт довольно сложно. По видеосвязи обычно мы смотрим или на собеседника, или на свое отражение. Чтобы увидеть глаза человека, он должен смотреть в камеру. А это мы делаем очень редко. В результате невербальная связь обрывается. Мы смотрим на человека, а он все время как бы отводит взгляд [4].
Еще один раздражающий фактор — задержка, с которой доходит сигнал. Во время личного общения мы обычно что-то говорим и одновременно следим за реакцией собеседника. Так мы понимаем, что делать или говорить дальше. Исследование, опубликованное в научном журнале International journal of human-computer studies, показало, что задержки реакции всего на 1,2 секунды достаточно, чтобы ваш собеседник выглядел менее внимательным, менее дружелюбным и менее сосредоточенным на ваших словах [5].
Мозг в такой ситуации запускает сигнал обеспокоенности, которая со временем, в зависимости от силы напряжения, может перерасти в тревогу.
Сидячий образ жизни
Разговаривая с кем-то офлайн или даже по телефону, мы можем свободно двигаться. Включенная камера ограничивает наши движения. Человек под взглядами коллег не позволяет себе активных перемещений, иначе он будет выглядеть не включенным в процесс. При этом, согласно последним данным, для улучшения когнитивных способностей нам просто необходимо двигаться. При постоянных видеозвонках мы попадаем в замкнутый круг: некоторые не меняют положения по многу часов в день, таким образом снижая свой мыслительный потенциал [6].
Как улучшить качество онлайн-конференций и уставать меньше
По словам директора Лаборатории социальных сетей Стэнфордского университета Джеффа Хэнкока, Zoom-коллы — не первый случай, когда людям приходилось адаптироваться к новым видам общения. Сто лет назад наши бабушки и дедушки испытывали те же неловкие чувства и даже стресс при первых поездках в лифте с незнакомыми людьми. В случае с видеочатами, пока производители программ не придумали максимально удобных интерфейсов, можно руководствоваться следующими правилами:
- Желательно настроить окно видеоконференции так, чтобы оно занимало не целый экран, а хотя бы половину. Во время выступлений перед большим количеством слушателей можно и вовсе его скрыть.
- Попробуйте во время своей речи смотреть в камеру. Так вы будете выглядеть дружелюбнее в глазах слушателей — и вам проще будет донести до них свою мысль.
- В идеале во время презентаций надо использовать наушники и микрофон, чтобы у вас была возможность отходить подальше от компьютера, и разговаривать с коллегами стоя, как это происходило бы в офисе. У вас будет больше возможностей двигаться, снимать напряжение, четче мыслить.
- Попробуйте договориться с коллегами о видеопередышках и на какое-то время выключать камеру. Это улучшит концентрацию и у вас и у ваших собеседников [7].
Формат ведения видеоконференций только начинает развиваться, поэтому четких правил еще нет — их можно устанавливать самостоятельно, договариваясь с коллегами.