Как уберечься от шума в большом городе
Большой город не самое комфортное место для жизни, но что поделать: если где и искать большие возможности, то здесь, в мегаполисах, которые никогда не спят. Звучит романтично, хотя на деле для жителей это означает безостановочный шум: стройки, транспорт, коллеги, соседи, домашние животные и еще масса всего. Что именно портит нам жизнь? Основные источники шума в городе можно условно разделить на перманентные и временные. Главный источник в первой группе — шумовое загрязнение от транспорта. Мосэкомониторинг недавно обнаружил в этой теме свежий тренд: шум ночью начинает сравниваться с дневным в силу возрастающего трафика на дорогах.
Концепция снижения уровней шума и вибрации, уже десяток лет действующая в Москве, говорит, что от «сверхнормативного шумового воздействия авиашума» страдает порядка 10% территории Москвы — нормативы превышаются на 10–15 децибел. К слову, если во многих европейских странах ночные перелеты запрещены или ограничены, то над Москвой они — привычное дело, поскольку маршрутная сеть слишком плотная. Отдельная — почти в прямом смысле — головная боль есть и у Подмосковья: это маршруты вертолетов, полеты которых над Москвой запрещены, а вот сразу за МКАД на них можно летать сколько душе угодно.
—
На улицах Москвы показатель шума в среднем составляет 60 дБ. В домах, окнами обращенных в сторону автомагистралей, без специального шумозащитного остекления он вырастает на 30–35 дБ, достигая 83 дБ вблизи МКАД. При этом наиболее комфортным для человека и животных считается значение норматива 50 дБ, что соответствует шуму леса в тихую безветренную погоду.
—
Уровень шума в метро может достигать и сотни децибелов. Упомянутая концепция прямо заявляет, что «в России не существует технических норм, ограничивающих уровень шума, создаваемый поездом», при этом «российские поезда в среднем на 7–10 децибел более шумные, чем европейские модели». И ничего лучше защитных экранов вдоль дорог пока не придумано. А чтобы хоть как-то снизить шум в метро, используют LVT-технологию: стыки рельсов особым образом сваривают, а в вагонах усиливают звукоизоляцию. В сумме это снижает уровень шума в поезде на 20–30%. Но это внутри. А ведь есть и эффект от вибрации, которая передает звуковые волны на окружающие конструкции.
При выходе из метро на свежий воздух есть шанс услышать «песни» электронных птиц: записанные голоса хищных птах, словно аудиореклама зазывал, часто разносятся под сводами исторических входов в метро и около других архитектурных ансамблей. Цель звукового файрвола — отпугнуть голубей и воробьев, чтобы птицы не пачкали памятники архитектуры.
—
Более половины территории Москвы занимают зеленые участки и парки. Но этот показатель, недостижимый для многих мировых столиц, удивительным образом сочетается с числом 70 — столько процентов от общей площади города, по данным Мосэкомониторинга, девять лет назад находилось в зоне шумового дискомфорта при «наблюдаемой величине превышений допустимого уровня шума на отдельных территориях до 15–25 дБ».
—
Причинами временных шумов (иногда становящихся очень даже постоянными) обычно становятся стройка или митинг под окнами, буйные соседи за стеной и во дворе, грузчики, сирены спецтранспорта, сигналы водителей и тому подобное. Методичка Роспотребнадзора для своих сотрудников-замерщиков прямо говорит, что подобные шумовые трудности горожан (отдельно там прописано «резкое закрытие дверей при отсутствии доводчика») — временные и на замеры шумового фона влиять не должны. Что, конечно, никак не отменяет их негативного эффекта.
Но и спрятавшись от неизбежных шумов, обрести тишину и концентрацию тоже бывает непросто. Разговоры людей вокруг, особенно раздражающие в опенспейсах, реклама в интернете, звонки мобильных телефонов, коты весной, начинающие музыканты. А циклические информационные сообщения на вокзалах и в аэропортах? Каждый, кто хотя бы раз застревал в таких местах в вынужденном ожидании, наверняка помнит, как пускай на короткое время, но выучивал назойливые сообщения наизусть. Или как чуть не начинал сходить от них с ума. Непредсказуемый фоновый шум даже если не раздражает, то не дает сосредоточиться. От него невозможно отгородиться книгой или журналом.
—
В 2010 году Мосэкомониторинг поставил шумовое загрязнение на второе место среди экологических угроз столицы — сразу после показателя чистоты воздуха. С течением времени обстановка лучше не стала: все минувшее десятилетие Москва, как и другие мегаполисы, росла. Прибавилось и строек, и станций метро, и железнодорожных платформ, и пересадочных узлов, и автомобилей. По данным Минприроды, в топ-5 самых шумных городов страны за 2018 год входят, помимо лидирующей столицы, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Красноярск и Ростов-на-Дону.
—
Как быть? Можно, конечно, вспомнить про беруши. Но есть куда более элегантное и эффективное решение — наушники с системой активного шумоподавления, которые прочно изолируют своего обладателя от аудиораздражителей. Целая линия таких устройств есть, в частности, у Sony. Для максимального эффекта тишины надо смотреть на модель WH-1000XM3 — у нее одна из лучших на рынке систем активного шумоподавления. Когда она активна, наушники в паре с мягкими амбушюрами создают вокруг ушей подобие кокона, отсекая даже сильные шумы. Помните, как гудят турбины самолета? С WH-1000XM3 не вспомните — за счет целенаправленных встречных колебаний частот наушникам по силам нивелировать даже столь сильный источник звука. В это сложно поверить, но в динамиках будет только звук или музыка из плеера или смартфона. При этом работа всей системы адаптирована специально под изменения атмосферного давления на разных высотах, а функция персональной оптимизации анализирует характеристики звука, на которые влияют даже такие мелочи, как размер головы, объем шевелюры или наличие очков.
Другая полезная возможность системы активного шумоподавления — ее можно включить даже без проигрывания музыки, просто чтобы побыть в тишине. Если же в какой-то момент нужно слышать окружающие звуки (например, на оживленной улице или в аэропорту), то одним нажатием кнопки на амбушюре можно активировать функцию Ambient Sound Control — режим окружающего звука.
В случае если главный критерий выбора — время автономной работы наушников, то оптимальным выбором будет модель WH-CH700N, способная продержаться на одном заряде до 35 часов. В остальном она оснащена точно такими же аудиотехнологиями и инструментарием для «ухода в себя», как и старший собрат. Но по более доступной цене.
Наконец, сторонникам форм-фактора вкладышей стоит присмотреться к модели WI-C600N: у нее тоже есть система активного шумоподавления, включая режим окружающего звука. И разумеется, в комплекте идут все передовые технологии Sony на пару с голосовым ассистентом от Google.
Что слушать в наушниках для продуктивности
Недавно Ланкастерский университет опубликовал результаты исследования, согласно которым для повышения концентрации правильнее всего слушать тишину. А вовсе не музыку, как полагает большинство, именно с помощью звуков ограждающее себя в любой ситуации, когда надо сконцентрироваться. Причем, как показали опыты, совершенно неважно, что играет, на родном ли языке песня, на иностранном или просто музыка без слов. Эффект в каждом случае одинаково негативный.
В другом контрольном замере фоновые шумы вроде жужжания ксерокса, невнятных разговоров, шелеста бумаги и шарканья ботинок были, скорее, нейтральным фактором. Но только из-за низкого уровня звука и при отсутствии его резких колебаний. Поэтому, если вам нужно срочно погрузиться в задачу, единственное научно обоснованное решение по нейтрализации звуковых раздражителей — наушники с системой активного шумоподавления.