В Noôdome обсудили, как искусство меняет город

В сообществе Noôdome появился новый постоянный трек, посвященный искусству в городе, а 31 марта состоялся первый разговор в его рамках. Модератор трека, журналистка Фекла Толстая, обсудила влияние паблик-арта на развитие регионов с экспертами: главным архитектором Казани Ильсияр Тухватуллиной, заместителем губернатора Нижегородской области Олегом Берковичем, основателем платформы «Сабстанция» Сабиной Чагиной, скульптором Григорием Ореховым и создателем «Выкса-фестиваля» Ириной Седых.

Тема прошедшей дискуссии — «Как искусство влияет на изменение городской среды». Каждый из экспертов поделился опытом интеграции паблик-арта в современный город и рассказал о форматах этой интеграции: фестивалях, мастер-планах, художественных резиденциях и не только.
Первой выступала Ильсияр Тухватуллина, на примере Казани показавшая, что главное — не мешать искусству, а создавать для него условия. Город привлекает паблик-арт на улицы через интерактивную карту, разработанную администрацией: на ней отмечены уже существующие объекты монументального искусства, а также точки, где можно разместить новые работы.
«Город — это как организм, он очень живой, очень сложный, не поддается каким-то очень строгим правилам, — рассказала Ильсияр Тухватуллина. — И здесь очень важно понимать, в какую точку города нажать, чтобы он был здоров, — как в точке акупунктуры, когда мы делаем массаж, чтобы наш организм хорошо работал. Так же и в городе».
Олег Беркович раскрыл тему с социальной точки зрения. Нижний Новгород сделал ставку на арт-резиденции, которые развивают локальные художественные сообщества и независимые институции. «Мы объединили все частные институции современного искусства, собрали представительный федеральный экспертный совет и начали отбирать художников, чтобы они приезжали и жили у нас. Пусть они помогут нам осмыслить себя и создать произведения в Нижегородской области», — поделился спикер.


Сабина Чагина подчеркнула роль медиаторов, помогающих художникам и городским администрациям, бизнесу и горожанам найти общий язык. Итогом такой работы становится налаженная коммуникация между институциями и появление художественных высказываний на улицах.
«Современный паблик-арт — это не обязательно провокация, но всегда высказывание. Удачное или нет, понятное или спорное — но честное. Оно не ставит себе задачу нравиться всем, но может со временем стать частью городского ландшафта», — рассказала эксперт и привела в пример работу, начавшую большую дискуссию в мире паблик-арта, — нашумевшую «Большую глину № 4» Урса Фишера в Москве.


Григорий Орехов предостерег от попыток запрограммировать искусство на нужный лад. По мнению спикера, важнейшие объекты современного паблик-арта появились прежде всего благодаря воле автора, к которой стоит относиться аккуратно, не загоняя ее в рамки.
«Художники ни в коем случае не должны подчиняться указаниям, что и как им делать, — считает эксперт. — В этом процессе должна быть абсолютная свобода. А уже зритель, будь то заказчик или народ, может либо принять произведение, либо отвергнуть, но точно не диктовать условия. Я считаю, что современное искусство должно быть революционным, стремиться предвосхищать будущее. Оно не обязано укладываться в рамки или быть понятным каждому. Искусство должно пробуждать интерес, провоцировать на размышления и стремление к познанию».



Завершилась дискуссия выступлением Ирины Седых, поделившейся опытом Выксы — небольшого города в Нижегородской области, в котором последние годы проходит один из важнейших отечественных арт-фестивалей — не столько развлекательный, сколько образовательный механизм, позволяющий решить самые разнообразные задачи, стоящие перед городом и его жителями.

Ирина Седых
Сообщество Noôdome входит в список «РБК Визионеров» в категории «Культура». Визионеры — это люди, чьи идеи и проекты меняют наш образ мыслей и стиль жизни. Подробнее — на сайте.