Стиль
Впечатления Опустевшие поезда и снег в Тбилиси: культурная афиша февраля
Стиль
Впечатления Опустевшие поезда и снег в Тбилиси: культурная афиша февраля
Впечатления

Опустевшие поезда и снег в Тбилиси: культурная афиша февраля

Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»
Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»
Шеф-редактор «РБК Стиль» Анастасия Каменская — о культурных событиях, которые неожиданно оказываются связаны друг с другом

«Две Анны»

1, 2 февраля
На сцене БДТ имени Товстоногова, Санкт-Петербург

Новый проект фестиваля «Дягилев P.S.» подчинен судьбам Анны Ахматовой и Анны Павловой. Историю каждой раскрывают хореография на музыка Сезара Франка в постановке Юрия Посохова в случае Ахматовой, Ильи Демуцкого в хореографии Павла Глухова — Павловой. Сценография Марии Трегубовой и костюмы Светланы Тегин подчеркивают многоплановость взгляда на героинь своего времени — из дня сегодняшнего, бегущего, спешащего, но готового замереть под словом и делом этих двух Анн.

Фото: Евгения Матвиенко

«На дне»

14, 15 февраля
Александринский театр, Санкт-Петербург

В третий раз за свою историю Александринский театр обращается к тексту пьесы Максима Горького «На дне». На этот раз в версии художественного руководителя Александринки Никиты Кобелева, который считает выведенное в ее название положение дел приметой мира не столько внешнего, сколько внутреннего. Это дает режиссеру возможность отстраниться от быта и его симптомов, погрузив героев и зрителей вслед за ними в некое безвременье, обладающее, впрочем, чертами вполне узнаваемыми и ироничными.

«Когда я думал об этой пьесе, мне все отчетливее становилось ясно, эта пьеса не совсем бытовая, в ней много притчевых символистских черт, что в начале XX века было модным, и этот язык, кстати, был совсем не чужд самому Горькому 1890-х годов. Мы пытаемся с одной стороны выявить эту особенность материала, погрузив наших персонажей в зазор между реальностью и тем самым «сном золотым», состоящим из иллюзий, мечтаний и воспоминаний о прошлом. А с другой — придать ему современное в меру ироничное звучание и увидеть в героях сегодняшних метущихся людей в сложных кризисных ситуациях и желающих найти из них выход», — говорит режиссер Никита Кобелев.

Сергей Паршин и Иван Ефремов. Репетиция спектакля «На дне»
Сергей Паршин и Иван Ефремов. Репетиция спектакля «На дне»

«Метафоры бесконечности»

До 13 апреля
Новая Третьяковка (Крымский Вал)

Творчество Франциско Инфанте полнится метафорами бесконечности, и масштабная ретроспектива художника, расположившаяся в залах Третьяковки на Крымском Валу, пестрит многочисленными тому подтверждениями. Серии артефактов разных лет выставлены в одном пространстве и в одно время, что делает продолжающиеся поиски художника еще более проявленными. Экспозиция вступает в своеобразный эмоциональный диалог с выставкой «Небесные артефакты» в «ГЭС-2», где произведения Инфанте предстают многократно увеличенными, одновременно относящимися к нашему сегодня и к годам первого своего явления. Франциско Инфанте же продолжает «обозначать природу бесконечности», чему подчинено и все его творчество, и все выставки.

Экспозиция выставки «Метафоры бесконечности»
Экспозиция выставки «Метафоры бесконечности»

«Пустые поезда»

24, 25 февраля
РАМТ

Режиссер Алексей Золотовицкий обращается к совсем недавнему тексту писателя и драматурга Дмитрия Данилова. «Пустые поезда» — цикл очерков, автор которых отправляется в путешествие не столько из точки А в точку Б, сколько по своим ощущениям. Это путь без спешки, но с вниманием к чувствам, путь, на котором есть место одиночеству, внимательному взгляду из окна, подмечающему мельчайшие и совсем незаметные другим пассажирам детали, и пустоте, которая, как известно, часто бывает наполненной. И вот теперь человек сидит и смотрит в окно на сцене, где из писательского мира рождается еще один — театральный. Ухмыльнуться, посмеяться, задуматься, а после спектакля сходить в книжный за «Пустыми поездами» — всему этому место здесь есть так же, как и мерному стуку колес.

Фото: Мария Моисеева

Тишина пустых поездов. Дмитрий Данилов — о магии железных дорог

«Музыкальное приношение»

13 февраля
Дом культуры «ГЭС-2»

«Музыкальное приношение» Иоганна Себастьяна Баха исследуют вот уже не первый век. Попытки дешифровать все оставленные в нем послания, разгадать замыслы, причины и следствия увлекают все новые поколения музыкантов и музыковедов. Посвященный прусскому королю Фридриху II цикл таит в себе немало тайн. Погружение в эпоху музыкального барокко в концертном зале дома культуры «ГЭС-2» пройдет в компании Out Ensemble, для которого исполнение «Музыкального приношения» станет премьерным. Ведущим концерта станет Ярослав Тимофеев — герой проекта «РБК Визионеры», музыковед, умеющий найти слова, чтобы добраться до самой сути и до сердец.

Мария Корякина, Out Ensemble
Мария Корякина, Out Ensemble

«Снег в моем дворе»

В прокате с 30 января

Леван и Гиви кзнали друг друга в школе, а годы спустя случайно нашлись стараниями эры социальных сетей. Гиви теперь — живущий в Москве режиссер, Леван, оставшийся в Тбилиси, — когда-то успешный спортсмен, но сегодня безработный диабетик, который не прочь стащить что-нибудь с прилавка знакомой продавщицы с молчаливого той согласия. У обоих — проседь в бороде и воспоминания о серых макаронах детства.
Это настоящая история режиссера Бакура Бакурадзе и его школьного приятеля Левана, и оба в кадре — тоже настоящие, что делает интонацию искренней и не натужной. Как водится, большое скрывается в малом, и иногда достаточно обратить внимание на падающий снег.

Кадр из фильма «Снег в моем дворе»
Кадр из фильма «Снег в моем дворе»

«Пророк. История Александра Пушкина»

В прокате с 14 февраля

Молодой Пушкин не лезет в карман за словом: точные, колкие, подходящие к моменту формулировки у него на талантливых устах всегда. Он успевает все и сразу, тут и там, с легкостью, азартом и эстетством, но зритель слишком хорошо знает, что уготовила ему судьба. Новые контексты в проект привносит и исполнитель роли кудрявого поэта Юра Борисов, чье имя сейчас тоже у всех на устах и вызывает приливы чувства радости и единения.

Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»
Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»

«Изображая воздух. Русский импрессионизм»

14 февраля — 1 июня
Музей русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма открывает магистральную для себя экспозицию, посвященную самому явлению русского импрессионизма. Сегодня оно не кажется публике настолько удивительным, каким выглядело почти десять лет назад, когда музей представлял первые свои проекты. Тем интереснее разбираться в истоках, чертах и мотивах, различиях и сходствах. Это и предлагает сделать выставка, начинающаяся с темы исследования и изображения света и охватывающая и работу с цветом, и основные для русского импрессионизма сюжеты, и, конечно, главные его имена.

Показы в память о Дэвиде Линче

До 10 февраля
Кинотеатр «Художественный»

Дэвид Линч изменил кинематограф и нас вместе с ним. Настоящий визионер и художник, он создавал все новые свои миры, самобытные и глубокие. Теперь нам предстоит осмыслять наследие режиссера уже без него, без его прогнозов погоды и слов о том, что будущее настолько яркое, что пришлось надеть темные очки. Кинотеатр «Художественный», тонко чувствующий момент и своего зрителя в нем, проводит серию специальных показов. На большом экране вновь и «Голова-ластик», и «Твин Пикс: сквозь огонь», и «Шоссе в никуда», ведь лучшая возможность вспомнить режиссера — это провести время с ним.

«Его влияние на людей, как интересующихся творчеством, так и бесконечно далеких от кино и шире искусства, невозможно оценить. Он изменил то, как выглядят сегодня фильмы. Освободил нарратив от линейного повествования, лицензировал страх, выпустил абстрактную живопись из подвалов и галерей на самые широкие экраны по всему миру», — говорит главный редактор «Искусства кино» Никита Карцев.

Выдох красоты: памяти Дэвида Линча

«Эхо настоящего»

4 февраля — 5 апреля
Галерея Serẽne

Персональная выставка художницы Евгении Буравлевой связана с темой памяти и особенных моментов, которые запечатлены в ней как отчетливые кадры. То самое — порой неуловимое, прячущееся в самых обыденных вещах — настоящее, которое секунды, дни или годы спустя оказывается на внутреннем экране ощущений и воспоминаний, отдаваясь звонким эхом себя прежнего, себя настоящего. Будь то ласково потревоженная ветром шторка в спокойный летний день или замершая в ожидании ветра гладь бассейна, коридор, ведущий кого-то к новому дню, а кого-то, напротив, к отдыху, долгожданное гастрономическое баловство или лес за огромным дачным окном: сюжетов немало и каждый из них — особенный в своей искренности.

Евгения Буравлева. «Задачка», 2024
Евгения Буравлева. «Задачка», 2024

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»