Стиль
Впечатления Фестиваль «Маяк»: неизведанное, «Тоска» и искренность юности
Стиль
Впечатления Фестиваль «Маяк»: неизведанное, «Тоска» и искренность юности
Впечатления

Фестиваль «Маяк»: неизведанное, «Тоска» и искренность юности

Кадр из фильма «Эра»

Кадр из фильма «Эра»

Рассказываем о трех режиссерских дебютах, показанных на фестивале «Маяк»

Каждый конкурсный показ на «Маяке» предварен фестивальным роликом: непродолжительной, но емкой зарисовкой, в которой мотыльки кружат вокруг источника света, влекомые и не готовые устоять. Принять за них можно героев по разные стороны процессов и экрана. И зрителей, наблюдающих результат трудов, и режиссеров, стоящих у их истоков. Второй полный конкурсный день отвечал за дебюты, отдельное внимание в которых получил предметный мир, самобытный и временами преобладающий.

«Контакты» Дмитрия Моисеева

«Контакты» Дмитрия Моисеева помещают в пространство постсоветского, серого, полузамершего мира диковинные инопланетные конструкции, они прибыли на Землю годах в 60-х, да так и застыли исследованными, но не понятыми. Так называемое «вторжение» значительно расширило вокабуляр землян. Обитатели этих кораблей, например, наукой зовутся биопагами, но гражданам сподручнее именовать их «Виталиками». «Виталики» уже давно подчинены предприимчивой человеческой природе и влекут существование в разнообразных НИИ, где из них добывают чудотворное вещество под названием прак.

Все термины здесь описаны и подчинены логике, хроника советских исследований присутствует в избытке и, искрящая иронией и меткостью наблюдений за природой человека и власти, явно относится к удачам фильма. Сам же сюжет — земной до боли. У лаборантки Нины (Ирина Саликова) — отец в православии и истекающей ремиссии, помидоры в банке, мутноватого вида друг (Сергей Гилев). Помидоры из банки он ест с удовольствием, а еще подбивает на вещи незаконные, но в перспективе спасительные. Что с этим всем, включая «Виталика», делать, Нина будет решать долго и для себя мучительно, мы же за это время успеем узнать, как влияет спасительное вещество на рост ногтей.

Кадр из фильма «Контакты»

Кадр из фильма «Контакты»

«Эра» Вениамина Илясова

«Эра» Вениамина Илясова, напротив, изобилует красками. Они врываются в кадр с первых минут, в которые красная машина несется из неведомой точки А в неведомую точку Б. О последней известно, что находится она где-то на юге, на высоком берегу, где вокруг — идиллическая пастораль. Здесь теперь и будут жить Эра (Марианна Шульц) с сыном Андрюшей (Геннадий Блинов). Андрюша не говорит и пределов инвалидной коляски не покидает, а названная Эрой в честь советского трехпрограммного приемника дама почти сразу ставит в новом доме пластинку с пуччиниевской «Тоской». Ударение она, конечно, поставит на последний слог, но есть основания полагать, что здесь и спрятан один из ключей. С размахом и страстью вполне оперной история передает приветы то Кире Муратовой, то Педро Альмодовару, а Эра отчаянно жаждет любви и готова ради нее на собственные подвиги.

Кадр из фильма «Эра»

Кадр из фильма «Эра»

«Королевство» Татьяны Рахмановой

«Королевство» Татьяны Рахмановой стало еще одним фильмом с четким и чутким визуальным кодом, закружившим выпускников детского дома в вихре судеб и эмоций. Сюжет прост: все свои деньги они вложили в возможность отметить выпускной, провести два дня в коттедже у бассейна. Мир чувств сложен: сколько подростков, столько судеб и выписанных в детдоме характеристик, ни одна из которых положительной не будет. К своим героям (многие из артистов — актеры не профессиональные) во всей их непримиримости режиссер относится с неизменной любовью, а ни тени фальши в этой истории не найти.

Кадр из фильма «Королевство»

Кадр из фильма «Королевство»

Фестиваль «Маяк»: суперклей, стихи Рыжего, Олег Гаркуша