Чем заняться дома: сериал «Основание» и документалка о Цое и Гребенщикове
«Основание»
Компания Apple исполнила историческую задачу: экранизировала opus magnum писателя-фантаста Айзека Азимова — его культовое семикнижие под общим названием «Основание». История о том, как математики спасают наследие цивилизации, прежде не получала киноверсии (радиоспектакль был — в 1970-х на BBC), поскольку к созданным Азимовым мирам довольно сложно подступиться. Это пытались сделать HBO и Джонатан Нолан (автор «Мира Дикого Запада»), потом и Skydance Television, но проект не смог закрепиться за этими студиями, пока его не выкупила Apple TV. Шоураннерами назначили Дэвида Гойера (он работал над «Темным рыцарем») и Джоша Фридмана (написал сценарий для «Войны миров» Стивена Спилберга). На главные роли позвали Джареда Харриса («Чернобыль») и Ли Пейса («Хоббит»). Снимали в Ирландии, на Мальте, Тенерифе, вулканических ландшафтах Канарских островов. Получилось пугающе красиво, ничуть не хуже «Дюны», которая сейчас идет на больших экранах.
«Общага»
c 26 сентября на «КиноПоиск HD», KION, Premier
Действие происходит в символическом для массовой культуры 1984 году, в менее символическом Свердловске. Пятеро героев, живущие в университетском общежитии, рискуют лишиться крова, потому что забыли закрыть дверь на крышу, и оттуда сбросилась студентка-первокурсница, к которой приставал муж комендантши. «Общага» — режиссерский дебют оператора Романа Васьянова, который сделал карьеру в Голливуде и работал с режиссерами Дэвидом Эйром над фильмами «Патруль», «Ярость» и «Отряд самоубийц». Его собственная картина — экранизация романа Алексея Иванова «Общага-на-Крови» — получилась совсем неголливудской. Напротив — камерным авторским высказыванием о личном выборе и голосе совести.
«Полуночная месса»
Изгнанник Райли (Зак Гилфорд) возвращается домой — в изолированную от всего света общину Крокет-Айленд. В это же время сюда прибывает священник Пол (Хамиш Линклейтер), который располагает к себе жителей общины и начинает творить чудеса. Крокет-Айлендом овладевает религиозный экстаз.
Самые качественные хорроры на малые экраны поставляет в последние году Майк Флэнаган — так уж сложилось. В 2018 вышел его мини-сериал «Призраки дома на холме», снятый по мотивам романа Ширли Джексон, в 2019-м — «Призраки усадьбы Блай» по повести Генри Джеймса «Поворот винта». На этот раз Флэнаган не опирался на чужие истории, а создал свою вместе с братом Джеймсом. Всего получилось восемь 40-минутных эпизодов.
Сказка от СБПЧ и Павла Пепперштейна
«Потерянное зеркальце» — музыкальная сказка о приключениях ручного зеркальца с кремлевской башней на рукоятке. Ему ловко удается уходить от бродяг и грабителей, болтать с русалкой-профессором и оказываться в самых неожиданных местах: от дна Черного моря до свалки на задворках южного городка. На протяжении всех странствий зеркальце отражает радости и переживания, отчаяние и надежду, отторжение и любовь.
«Первая версия сказки, ориентированная скорее на взрослых, была написана в 1986 году в Праге для моего папы, который был автором иллюстраций к сказкам Андерсена, — говорит Павел Пепперштейн, автор "Потерянного зеркальца". — В свое время именно он помог мне познать мир эмпатии к неодушевленным предметам и вдохновил на сказку о зеркальце. В конце сказки есть момент эйфорического триумфа: зеркальце выходит в космос и начинает отражать Землю. Нейтрально, без осуждений и одобрений, просто созерцает сотворенный мир. Оно застывает в вечности и поет свою песню. Хочется передать эту песенку детям, потому что они, мне кажется, все это прекрасно чувствуют. Я очень рад, что сказка обрела новую жизнь в виде мюзикла: мне всегда хотелось, чтобы мои тексты не жили в статичном состоянии, а превращались во что-то большее».
Авторами пьесы стали солист группы СБПЧ Кирилл Иванов и театральный режиссер Олег Глушков. Озвучили сказку знаменитые актеры: Александр Гудков — вора по кличке Соленый, Антон Лапенко — следователя Соломонова, Яна Троянова — русалку-профессора, Роза Хайруллина — птицу-ныряльщицу, Кирилл Иванов — бродягу.
В сказку вошли 30 оригинальных композиций и 15 новых песен, специально написанных группой СБПЧ. Их можно послушать отдельно на всех музыкальных сервисах.
Документалка о героях русского рока
Режиссер Сергей Дебижев исследует феномен русского рока и его влияние на умы и души людей в период застоя и распада СССР в документальной картине «Рок за гранью». В центре внимания — Виктор Цой, Борис Гребенщиков и Сергей Курехин. Их творчество и образ жизни анализируют в фильме музыкант и художник Сергей Бугаев («Африка»), режиссер Виктор Тихомиров и продюсер Марина Алби, та самая американка, которая тусовалась с русскими андеграундными музыкантами. Эти люди хорошо знали Гребенщикова, Курехина и Цоя и рассказывают о них свои истории, на фоне которых разворачивается атмосфера квартирников, закулисья первых рок-концертов и бунтарства Ленинградского рок-клуба.
«Станция «Отдых»
Новый, 12-й по счету, альбом группы «Сансара» — десять песен о любви, смерти, одиночестве и вечной юности. Фронтмен Саша Гагарин называет пластинку вольной реминисценцией повести «Желтая стрела» Виктора Пелевина. Вдохновением также стали британцы The Stranglers и Gorrilaz, канадцы Arcade Fire и отечественный «Аквариум», а также исполнители Деймон Албарн и Канье Уэст, фильм «Трудности перевода» (реж. С. Коппола) и даже ценности буддизма.