Стиль
Впечатления Героини Голливуда: кто и зачем атакует гламур в массовой культуре
Стиль
Впечатления Героини Голливуда: кто и зачем атакует гламур в массовой культуре
Впечатления

Героини Голливуда: кто и зачем атакует гламур в массовой культуре

Фото: John Phillips/Getty Images for BFI
Актрис Фрэнсис Макдорманд, Элизабет Мосс и Кейт Уинслет хвалят за смелость выйти на публику без макияжа. Автор Telegram-канала «Superficial Space Cadet» Яна Лукина рассказывает, почему их выбор выглядеть «нормально» не стоит считать проявлением героизма

В отгремевшем на HBO сериале «Мейр из Исттауна» Кейт Уинслет играет сержанта-детектива из небольшого пенсильванского городка, над которой сгустились тучи персональных неудач и личных трагедий — может быть, даже слишком большие для одного человека. Чего уж там, весь сериал — одна сплошная драма, над чем уже успели поиронизировать в SNL. Минимум косметики, собранные в неряшливый хвост или пучок волосы, плохо сидящая одежда — как шутят в сети, среди всех сюжетных поворотов особняком стоит нежелание голливудской суперзвезды выглядеть как голливудская суперзвезда.

Кадр из сериала «Мейр из Исттауна»
Кадр из сериала «Мейр из Исттауна»

Получается, кстати, с переменным успехом: по мнению все тех же пользователей сети, Кейт выдает то форма бровей — слишком аккуратная для той, кто, как поясняет сама артистка, смотрится в зеркало лишь во время чистки зубов, — то кожа амбассадора Lancôme, маловероятная, если эта чистка зубов — единственный бьюти-ритуал.

В интервью, данных по случаю выхода сериала, Уинслет между тем подчеркивает: за то, чтобы выглядеть «как дерьмо», ей пришлось побороться. Боссы HBO — у которых, очевидно, свои представления о пенсильванских женщинах-детективах с кучей проблем, — всерьез интересовались у команды, обязательно ли героине быть такой «неприглядной». Кейт не отступила — чем, судя по всему, очень гордится. И практически манифестирует: «Мне тревожно за молодое поколение. Эти недостижимые идеалы! Я больше не хочу играть роли, которые укореняют идеи чего-то недостижимого. С этим покончено».

Уинслет при этом не единственная актриса на страже «дегламуризации». Элизабет Мосс не без восторга рассказывает, что во время работы над сериалом «Рассказ служанки» на создание макияжа и прически уходит не больше 45 минут. Образу Джун помогают темные круги под глазами — так сказать, собственность модели. Когда актриса все-таки выспалась перед трудовым днем, ее гример была крайне недовольна: темные круги пришлось создавать искусственно.

Фрэнсис Макдорманд говорит: «Чувствую, что мне нужно публично представлять то, что я решила представлять и в частном порядке, а именно женщину, которая куда сильнее сейчас, нежели в юности». Титулованная актриса не гонится ни за молодостью, ни за искусственной красотой и даже на красную дорожку нередко выходит без макияжа. Да и роли выбирает под стать. Будь то Милдред из «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури» или Ферн из «Земли кочевников» — Фрэнсис остается Фрэнсис. Не считающей нужным скрывать морщины или по-особому укладывать волосы.

Кадр из фильма «Земля кочевников»
Кадр из фильма «Земля кочевников»

Да, голливудские стандарты — та еще ловушка, вырваться из них не так-то просто. Но Уинслет и Макдорманд — достаточно весомые в индустрии фигуры, чтобы отстоять свое право выглядеть на экране «неприглядно» (по меркам некоторых продюсеров; а на деле — обычно). Вероятно, со временем все меньше актрис захотят «кормить» голливудские стандарты и сопутствующие им сексизм и эйджизм.

Разрастется количество проектов, уже не требующих от героинь выглядеть идеально. Возможно, экранное влияние будет даже столь велико, что отразится и на соцсетях, и на тех, кто сейчас по тем или иным причинам не готов показывать себя как есть. И в этом, безусловно, будет заслуга и Уинслет, и Макдорманд, и Мосс.

Другое дело, что нормирование не стоит путать с героизацией. Ирония ведь в том, что на самом деле Кейт Уинслет и близко не выглядит «как дерьмо». Это даже не перевоплощение в духе «Монстра» или «Часов», фактический уход от собственного лица — это просто Кейт Уинслет без макияжа или, если хотите, фильтра «Голливуд». И она на сто процентов узнаваема — может быть, даже больше, чем некоторые блогеры, увлекающиеся фейстюном, в реальной жизни.

В октябре 2020 года интернет взорвала фотография Билли Айлиш, идущей по улице в майке на тонких лямках. Пока одни комментаторы возмущались отсутствием у юной исполнительницы плоского живота, другие бросились в иную крайность и стали воспевать «храбрость» певицы. Да-да, храбрость. Потому что, как отметила репортер BuzzFeed Скаачи Коул, «в погоне за бодипозитивом мы дошли до той стадии абсурда, когда простое существование в теле размером больше нулевого считается смелым». А еще это как ничто иное подчеркивает, как далеки мы на самом деле от того, чтобы любое тело — кроме, очевидно, модельного, — считать нормальным.

Примерно в ту же точку абсурда мы приходим, когда придаем очертания подвига решению талантливых актрис сниматься без макияжа. Причем это не касается Уинслет, Мосс и Макдорманд: если мы всерьез рассуждаем о том, что для демонстрации собственного лица нужна большая смелость, дело не только в Голливуде и его «нездоровых» стандартах, но и в зрителях. И кто больше мешает прогрессу — открытый вопрос.

Бодишейминг: как перестать критиковать себя и других за размер талии.