Будущее так и не наступает: что смотреть на ярмарке Cosmoscow
![Павел Отдельнов, фрагмент проекта «А геолокацию можно? Выбери сам»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/46/755999228919463.jpg)
В посткарантинной Москве арт-ярмарка Cosmoscow стала первым масштабным культурным событием. Она проходит уже в 8-й раз, но в условиях пандемии — будто бы впервые. Ближе к вечеру в день открытия Гостиный двор был забит до отказа — заметно, как люди, уставшие от самоизоляции и Zoom, хотели лично присутствовать на столичных fêtes galantes. И если в докоронавирусное время вся эта светскость казалась искусственной, то сейчас в ней чувствуется витальность.
Один из самых оригинальных стендов придумала галерея JART, где можно посмотреть премьеру лэнд-арт проекта «ЧА ЩА Выставка в лесах». Куратор — Андрей Ерофеев, а главный имидж создал Павел Пепперштейн. Если утомляют бесконечные парфюмы вокруг, можно подойти к одной работе, вооружиться (или стать) нюхоскопом и вдохнуть запах крапивы, лопуха или сныти.
За драйв и молодость в рамках Cosmoscow в полной мере ответила воронежская галерея «Х.Л.А.М.».
![Кирилл Савельев, «Когда я в деревне, я слежу за тем, как меняются молнии в лужах», 2019](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/09/755999230158090.jpg)
Кирилл Савельев, «Когда я в деревне, я слежу за тем, как меняются молнии в лужах», 2019
Остроумные фотографии Кирилла Савельева отсылают к вечной древнерусской тоске, а лизергиновые картины Ивана Горшкова наполнены реализмом и сюрреальностью одновременно. Также здесь можно познакомиться с медитативным арт-проектом режиссера Бориса Юхананова «Катабабис.Бесы» — его графика спрятана в четырех чемоданах с наклейками.
Художником года выбран Павел Отдельнов, создавший проект «А геолокацию можно? Выбери сам». Во время карантина он начал работать с пейзажами, запечатленными камерами машин Яндекс и Google, то есть лишенными фигуры автора. Рядом с его стендом на стене горят красные буквы «будущее так и не наступило» — кажется, это самый точный диагноз мира во время коронавируса.
![Вид экпозиции Павла Отдельнова](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/09/755999230827099.jpg)
Еще один большой специальный стенд посвящен «Гаражу», названному музеем года. Там можно посмотреть по годам, как он развивался.
Пандемия, кстати, витает тенью по Гостиному двору постоянно. С одной стороны, Cosmoscow как будто бы обнуляет все жесткие правила нового социального поведения, с другой, маски и санитайзеры никто не отменял — впрочем, по залу большинство людей ходит без масок. Многие работы так или иначе осмысляют пандемию — ярмарку открывает работа Екатерины Муромцевой. Художница во время карантина застряла в Загребе и решила устраивать выставки и перформансы прямо на своем балконе — его деревянная версия и стоит в Гостином дворе. Балкон, как мы помним, вообще стал символом Италии во время первой вирусной волны.
А в рамках программы Cosmoscow talks тема изоляции и вовсе становится основной — критики, художники, кураторы, философы обсудят возможности солидарности и единения при закрытых (или частично открытых) границах.
Весьма симпатичной получилась выставка «20», где представлены рисунки небольших галерей. Там есть и графика молодой художницы Алисы Йоффе, и несколько работ Авдея Тер-Оганьяна («П.Пикассо. Мужчина со скрещенными руками сидящий на стуле» особенно хороша), и знаменитая картина Эрика Булатова «Живу — Вижу».
Издательство и онлайн-галерея «Формат Один» представила художников уличной волны, малотиражные эстампы и мультипли от Славы ПТРРК, группы ЗАЧЕМ и других заметных деятелей стрит-арта.
![Вова Нутк, «Золотые кандалы», 2020](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/51/755999231969517.jpg)
Вова Нутк, «Золотые кандалы», 2020
По соседству находится стенд независимого творческого объединения «АРТМОССФЕРА», энергично развивающего уличное искусство. Работу Ивана Симонова «Искусство будет в жопе до тех пор пока будет ориентироваться на зрителя» вообще можно отлить в золоте — хотя лучше в виде граффити на какой-нибудь сталинской высотке.
На стенде художественной платформы Shaltai Editions представлено тиражное искусство в исполнении таких звезд, как Никита Алексеев, Андрей Монастырский и Борис Гройс.
Кстати, в Музее Москвы при поддержке Cosmoscow проходит ярмарка-саттелит blazar, где выставляются молодые художники. Добраться до нее из Гостиного двора можно на специальном корабле-кинотеатре Okko, где показывают видеолекции. В одной из них Кирилл Иванов, фронтмен СБПЧ, в беседе с куратором Алексеем Масляевым обсуждает ценности коллективного и анонимного искусства.
![Янина Болдырева, «Выйти во двор», из серии «Quite still», 2020](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/58/755999238906581.jpg)
![Дмитрий Самыгин, «Композиция #5», 2020](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/86/755999239030862.jpg)
![Елена Власова, «Решетка #9» из серии «Решетки. Игра с промежутками», 2020 ](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/61/755999239144618.jpg)
![Алиса Горшенина, фотография из серии «Huarealism», 2020](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/67/755999239384678.jpg)
![Ксения Маркелова, «Ex vasis, лист 1», 2020 ](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/43/755999239566433.jpg)
![Маша Обухова, из серии «Маски», 2019](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/85/755999240074858.jpg)
![Маша Обухова, «Силуэт #2», проект «Повелители мух», 2019](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/68/755999240371689.jpg)
![Ярослав Шейн, «Мрамор», 2020](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/28/755999240530282.jpg)
Политических или остросоциальных высказываний на ярмарке не сказать чтобы много. В галерее Fragment Gallery представлены несколько работ интересного молодого белорусского художника Юры Шуста, в которых можно усмотреть полыхающую актуальность, хотя сам автор вряд ли в них ее вкладывал.
![Юра Шуст, «ЭКЗО-ЗАБВЕНИЕ», 2015](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/78/755999233788784.jpg)
Юра Шуст, «ЭКЗО-ЗАБВЕНИЕ», 2015
Группировка «ЗИП» представила серию рисунков, посвященных дельфинам. На одном из них довольный дельфин красуется перед полицейскими со щитами — все, как в Сиэтле, Москве или Минске.
Ярмарку ждет весьма насыщенный медиафорум, а также перформативная программа. Искусство не только потребляют, но и слушают, анализируют, контексты становятся объемнее, смыслы множатся.
Проведение Cosmoscow в эпоху пандемии — амбициозное решение. Кажется, мы с каждым днем все меньше понимаем, что такое коронавирус, какие последствия нас ожидают, каким прогнозам и вакцинам верить, а каким — нет. Будущее так и не наступает. Почему бы не попробовать разобраться в этих вопросах вместе с ярмаркой. Пандемию как свою главную тему она не артикулирует, но эпидемия становится таковой по определению. Мы живем в удивительное и странное время — у нас есть только настоящее, и особенно остро это чувствуешь, когда заходишь в многолюдное пространство Гостиного двора и думаешь, ошарашенный количеством людей и очертаниями прежней жизни, надевать маску или нет.