Будущее так и не наступает: что смотреть на ярмарке Cosmoscow
В посткарантинной Москве арт-ярмарка Cosmoscow стала первым масштабным культурным событием. Она проходит уже в 8-й раз, но в условиях пандемии — будто бы впервые. Ближе к вечеру в день открытия Гостиный двор был забит до отказа — заметно, как люди, уставшие от самоизоляции и Zoom, хотели лично присутствовать на столичных fêtes galantes. И если в докоронавирусное время вся эта светскость казалась искусственной, то сейчас в ней чувствуется витальность.
Один из самых оригинальных стендов придумала галерея JART, где можно посмотреть премьеру лэнд-арт проекта «ЧА ЩА Выставка в лесах». Куратор — Андрей Ерофеев, а главный имидж создал Павел Пепперштейн. Если утомляют бесконечные парфюмы вокруг, можно подойти к одной работе, вооружиться (или стать) нюхоскопом и вдохнуть запах крапивы, лопуха или сныти.
За драйв и молодость в рамках Cosmoscow в полной мере ответила воронежская галерея «Х.Л.А.М.».
Кирилл Савельев, «Когда я в деревне, я слежу за тем, как меняются молнии в лужах», 2019
Остроумные фотографии Кирилла Савельева отсылают к вечной древнерусской тоске, а лизергиновые картины Ивана Горшкова наполнены реализмом и сюрреальностью одновременно. Также здесь можно познакомиться с медитативным арт-проектом режиссера Бориса Юхананова «Катабабис.Бесы» — его графика спрятана в четырех чемоданах с наклейками.
Художником года выбран Павел Отдельнов, создавший проект «А геолокацию можно? Выбери сам». Во время карантина он начал работать с пейзажами, запечатленными камерами машин Яндекс и Google, то есть лишенными фигуры автора. Рядом с его стендом на стене горят красные буквы «будущее так и не наступило» — кажется, это самый точный диагноз мира во время коронавируса.
Еще один большой специальный стенд посвящен «Гаражу», названному музеем года. Там можно посмотреть по годам, как он развивался.
Пандемия, кстати, витает тенью по Гостиному двору постоянно. С одной стороны, Cosmoscow как будто бы обнуляет все жесткие правила нового социального поведения, с другой, маски и санитайзеры никто не отменял — впрочем, по залу большинство людей ходит без масок. Многие работы так или иначе осмысляют пандемию — ярмарку открывает работа Екатерины Муромцевой. Художница во время карантина застряла в Загребе и решила устраивать выставки и перформансы прямо на своем балконе — его деревянная версия и стоит в Гостином дворе. Балкон, как мы помним, вообще стал символом Италии во время первой вирусной волны.
А в рамках программы Cosmoscow talks тема изоляции и вовсе становится основной — критики, художники, кураторы, философы обсудят возможности солидарности и единения при закрытых (или частично открытых) границах.
Весьма симпатичной получилась выставка «20», где представлены рисунки небольших галерей. Там есть и графика молодой художницы Алисы Йоффе, и несколько работ Авдея Тер-Оганьяна («П.Пикассо. Мужчина со скрещенными руками сидящий на стуле» особенно хороша), и знаменитая картина Эрика Булатова «Живу — Вижу».
Издательство и онлайн-галерея «Формат Один» представила художников уличной волны, малотиражные эстампы и мультипли от Славы ПТРРК, группы ЗАЧЕМ и других заметных деятелей стрит-арта.
Вова Нутк, «Золотые кандалы», 2020
По соседству находится стенд независимого творческого объединения «АРТМОССФЕРА», энергично развивающего уличное искусство. Работу Ивана Симонова «Искусство будет в жопе до тех пор пока будет ориентироваться на зрителя» вообще можно отлить в золоте — хотя лучше в виде граффити на какой-нибудь сталинской высотке.
На стенде художественной платформы Shaltai Editions представлено тиражное искусство в исполнении таких звезд, как Никита Алексеев, Андрей Монастырский и Борис Гройс.
Кстати, в Музее Москвы при поддержке Cosmoscow проходит ярмарка-саттелит blazar, где выставляются молодые художники. Добраться до нее из Гостиного двора можно на специальном корабле-кинотеатре Okko, где показывают видеолекции. В одной из них Кирилл Иванов, фронтмен СБПЧ, в беседе с куратором Алексеем Масляевым обсуждает ценности коллективного и анонимного искусства.
Политических или остросоциальных высказываний на ярмарке не сказать чтобы много. В галерее Fragment Gallery представлены несколько работ интересного молодого белорусского художника Юры Шуста, в которых можно усмотреть полыхающую актуальность, хотя сам автор вряд ли в них ее вкладывал.
Юра Шуст, «ЭКЗО-ЗАБВЕНИЕ», 2015
Группировка «ЗИП» представила серию рисунков, посвященных дельфинам. На одном из них довольный дельфин красуется перед полицейскими со щитами — все, как в Сиэтле, Москве или Минске.
Ярмарку ждет весьма насыщенный медиафорум, а также перформативная программа. Искусство не только потребляют, но и слушают, анализируют, контексты становятся объемнее, смыслы множатся.
Проведение Cosmoscow в эпоху пандемии — амбициозное решение. Кажется, мы с каждым днем все меньше понимаем, что такое коронавирус, какие последствия нас ожидают, каким прогнозам и вакцинам верить, а каким — нет. Будущее так и не наступает. Почему бы не попробовать разобраться в этих вопросах вместе с ярмаркой. Пандемию как свою главную тему она не артикулирует, но эпидемия становится таковой по определению. Мы живем в удивительное и странное время — у нас есть только настоящее, и особенно остро это чувствуешь, когда заходишь в многолюдное пространство Гостиного двора и думаешь, ошарашенный количеством людей и очертаниями прежней жизни, надевать маску или нет.