Вечное уличное: Xiaomi и стрит-арт художник Андрей Бергер устроили коллаборацию
Художник из Барнаула Андрей Бергер уже несколько лет живет и работает в Москве. Абстрактная графика, которая сделала его работы узнаваемыми, а самого художника популярным, стала отправной точкой для работ в самых разных форматах — от шелкографии и принтов до монументальной живописи. Помимо традиционных для стрит-арт художника инструментов, Бергер активно использует и диджитальные: к примеру, генеративный контент и дополненную реальность. В своих работах он поднимает тему многослойности визуальной составляющей, глобальной цифровизации, места зрителя и художника в цифровом мире.
Один из последних реализованных проектов художника, который наглядно демонстрирует его подход — коллаборация с глобальным технологическим лидером Xiaomi. С важной пометкой — этот проект трудно назвать коммерческим. В его рамках Бергер рассуждает, какова роль стрит-арта в современных мегаполисах и может ли уличное искусство существовать в цифровом пространстве.
«Часто мы не только не успеваем увидеть, что в конкретной точке появилось, не успеваем даже вообразить, что тут могло что-то быть, — рассказывает Бергер. — Но улица хранит память. В виде отметин, которые все мы видели миллион раз. Это прямоугольники, закрашенные не в цвет зданий — что это, если не городской след? Города становятся более стерильными, покинутыми искусством. Это касается не только стрит-арта, но и других, более приземленных вещей. Стерильность — во многом следствие глобальной цифровизации, перехода физического мира в диджитальный».
Другой важный вопрос, который поднимается в проекте, — недолговечность стрит-арта. Уличные художники по всему уже миру давно смирились с тем, что главные «враги» их искусства — дожди и солнце, смывающие и выжигающие краски. Человеческого фактора тоже никто не отменял.
Проект Mi Note 10 X Berger поворачивает время вспять и доказывает, что стрит-арт может существовать вечно. Все благодаря третьему участнику — смартфону Mi Note 10. В пространстве дизайн-завода «Флакон» Бергер в течение недели создавал три произведения на одной поверхности — как на улице стрит-арт исчезает под новыми слоями, так и в этом проекте каждая из работ появляется поверх предыдущей. С одной лишь разницей — работы не исчезли бесследно. Единственным «зрителем» утраченных граффити оставался тот самый смартфон — каждая была запечатлена на его 108-мегапиксельную камеру.
«Каждая из работ — это пять пересекающихся кругов, — добавляет Бергер. — Как 5-кратный оптический зум камеры, на которую мы снимали, чтобы стереть смысловую границу между цифровой точкой зрения и самой работой. В работах — два десятка скрытых элементов, которые должен найти зритель. Каждый элемент детально задокументирован на Mi Note 10 — благодаря ему мы останавливаем время и можем оцифровать искусство до мельчайших подробностей. В цифровой среде каждая из трех работ обретает объем. С помощью дополненной реальности участие зрителя перестает быть пассивным. Кроме того, не ограниченный рамками времени зритель свободен в исследовании арт-проекта, в поисках заложенных смыслов. В этом проекте мы объединяем арт и цифровую среду в одно целое. Это и есть искусство момента в деталях».
По первоначальному замыслу кульминацией проекта должно было стать офлайн-мероприятие, на котором художник закончил бы третью картину и в присутствии зрителей закрасил ее. Но последние события внесли свои коррективы и из соображений безопасности проект был отменен и полностью перенесен в онлайн. Работы Бергера сохранены в форме онлайн-артбука. Благодаря новейшим технологиям в области дополненной реальности на произведения можно взглянуть по-новому. Для этого достаточно установить приложение Artivive (Google Play / App Store) и следовать инструкциям на официальной странице проекта Mi Note 10 X Berger.
Экспозиция также бессрочно доступна в офлайн-пространстве по адресу: Москва, ул. Большая Новодмитровская, 36.