Стиль
Впечатления Чувственная физика: зачем смотреть спектакль «Созвездия»
Стиль
Впечатления Чувственная физика: зачем смотреть спектакль «Созвездия»
Впечатления

Чувственная физика: зачем смотреть спектакль «Созвездия»

Елизавета Янковская, Александр Алябьев, Александр Горчилин
Елизавета Янковская, Александр Алябьев, Александр Горчилин
Александр Алябьев поставил в театре «Практика» спектакль «Созвездия», премьера которого, запланированная на 21 и 22 марта, по понятным причинам была перенесена. 22 марта увидеть спектакль можно онлайн. Рассказываем, как физика и космос связаны с любовью.

Воскресенье. По московской улице компания из нескольких человек идет на премьеру в театр «Практика». Уже стоило бы поторопиться, но город по-весеннему дружелюбен, так что путь до дверей хочется растянуть. После мрачноватой серой зимы солнце — еще не привычная данность, а что-то вроде подарка, о котором терпеливо мечтал многие месяцы и вот наконец-то получил. Прохожие, гордо нацепив на нос темные очки, шествуют вокруг пруда, за собственным хвостом носится симпатичная лохматая собака, пока хозяин со скучающим видом водит пальцем по экрану телефона. Рестораны забиты, антисептики и защитные маски никто не раскупил, а слово COVID-19 миру и вовсе не известно. Все это происходит в какой-то из параллельных вселенных.

Фото: Иван Кайдаш

В другой из них режиссер Александр Алябьев, продюсер Григорий Добрыгин, актеры Елизавета Янковская и Александр Горчилин не готовятся к премьере своего спектакля «Созвездия» просто потому, что пьесу с таким названием никто не написал. В третьей… А впрочем, пора перейти к делу и объяснить, откуда в тексте, обещавшем рассказать о новой постановке, взялись какие-то параллельные вселенные и предположения о том, что в них происходит.

«Созвездия» — пьеса британского драматурга Ника Пейна. Героев в ней всего двое — Марианна и Роланд. Они знакомятся на барбекю у общих друзей и заводят слегка нелепый смол-ток. Выясняется, что Роланд — пасечник, а Марианна — вот уж совпадение — очень любит мед, правда покупает в супермаркете самый простой, тот, который с этикеткой в полоску. Все вроде бы идет по плану, но сцена знакомства (как и все следующие) почему-то повторяется второй, третий, четвертый раз, а некоторые обстоятельства личной жизни героев, как их ответы и реакции, меняются. И тут впору вспомнить о мультивселенной. Марианна как раз занимается теоретической физикой и квантовым космологическим моделированием, так что сможет все объяснить. «В квантовой мультивселенной каждый наш поступок, каждое решение, что мы принимаем или не принимаем, существует в огромном количестве параллельных вселенных — ты даже представить себе не можешь, сколько их», — говорит она Роланду, сидя с ним в собственной гостиной и подразумевая, что «в каждый конкретный момент может параллельно существовать несколько вариантов развития событий». В одной из вселенных он ответит, что все это «страшно сексуально». А в другой, когда выпито будет сильно меньше, просто тихо подтвердит, что спать готов один и на полу.

Елизавета Янковская и Александр Горчилин
Елизавета Янковская и Александр Горчилин

Написанные Ником Пейном диалоги меняют степень серьезности (но не теряют иронии), как обстоятельства и поступки, которые совершают герои. Во всем множестве миров им предстоит пройти через вероятные измены, страшные диагнозы, бальные танцы, свои и чужие свадьбы. Хватает ли им слов, всегда ли они находят те, что ищут? Конечно нет. Становится ли от этого сюжет (а если точнее, все собранные вместе сюжеты) нежнее и поэтичнее? Конечно да. Кто из нас хотя бы раз (впрочем, кого тут обманывать: хотя бы пару десятков, а то и сотен раз) не задавался вопросом о том, что было бы, скажи я тогда все иначе. Молчание, причиной которому была неуверенность, воспринятое собеседником как равнодушие или надменность. Страх показаться навязчивым, глупым. Попытка подобрать тему для разговора, за нелепость которой коришь себя потом, пытаясь заснуть. Или, наоборот, лишние слова, вылетающие будто сами, от нервов, и нервное же замечание про себя — что ты несешь?! Без него, к слову, не обойдется и героиня пьесы.

Александр Алябьев
Александр Алябьев

Репетиция в пустом зале. На небольшой сцене «Практики» Роланд (Александр Горчилин) иногда расслабленно, иногда, скорее, нервно теребит горлышко бутылки пива. Марианна (Елизавета Янковская) поправляет волосы. За их спиной то и дело переключаются неоновые линии-лампы, чей холодный белый свет — образ той самой мультивселенной, идея существования которой стала отправной точкой пьесы Пейна. Эта постановка «Созвездий» — пример того, как стройность текста соединяется со стройностью режиссерского замысла. Александр Алябьев явно знает, что для того, чтобы бы тебя услышали, совсем не нужно кричать. А еще не перегружает свой режиссерский дебют ни громоздкими декорациями, ни сложносочиненными костюмами, выбирая тихую, но вместе с тем оглушительную пронзительность и артистов, для которых она так естественна. Физика — это очень сложно и очень просто одновременно.

В какой-то из вселенных премьера спектакля наверняка прошла так, как и планировалась. В нашей же обзавелась виртуальной — 22 марта его сыграют в пустом зале, чтобы мы смогли увидеть трансляцию онлайн. А о чем еще смотреть и думать в это смутное время, как не о любви.

Где смотреть: «Яндекс.Эфир», 21:00