Фестиваль нашего времени: как появился Beat Film Festival и зачем на него идти
Вспоминая, как 10 лет назад начинался Beat Film Festival, его основатели Алена Бочарова и Кирилл Сорокин часто обращаются к слову «авантюра». По их собственным рассказам, тогда они не боялись рисковать просто потому, что не знали, как устроена организация международного фестиваля, и не мыслили теми масштабами, к которым пришел их проект сегодня.
Толчком к созданию фестиваля стала музыка и интерес к ней. Сорокин работал промоутером в клубе «Солянка», где в том числе организовывал концерты и устраивал показы документальных фильмов, а также как автор писал тексты о музыкантах. Бочарова занималась маркетингом в культурной сфере и в качестве арт-директора кинотеатра «Пионер» разрабатывала его концепцию.
Довольно быстро стало понятно, что интерес к музыкальной культуре и ее героям есть и у московских зрителей, не избалованных широким прокатом документального кино. Beat Film Festival, планировавшийся как субкультурная в каком-то смысле история, превратился в масштабный международный проект. Каждый год Кирилл (его программный директор) и Алена (управляющий директор) отправляются в тур по европейским фестивалям, чтобы выбрать из их программы работы, которые покажет потом Beat Film Festival. И хотя афиши всегда пестрят именами самых узнаваемых и почитаемых музыкантов мира — от Тома Йорка до Дэвида Боуи, — для его основателей важна рассказанная история и взгляд режиссера, не ограничивающийся хроникой событий, а превращающий фильм в высказывание.
В 2015 году на фестивале показали ленту 1983 года «Берроуз» — дипломную работу ньюйоркца Говарда Брукнера, которую тот снимал вместе с приятелями Джимом Джармушем и Томом Дичилло. Писатель Уилльям Берроуз рассуждает о былом и о насущном, а в кадре, кроме него самого, успевают появиться Патти Смит, Фрэнсис Бэкон, Лорен Хаттон и Аллен Гинзберг. Для Beat Film Festival картина оказалась прецедентом — до этого его программа целиком и полностью была посвящена музыке. Заданные в начале фестивальной истории рамки стали постепенно расширяться — и так в 2016 году Beat Film Festival открыл новую главу, превратившись в фестиваль документального кино о новой культуре.
Музыка остается неизменной его частью, однако поэты, писатели, художники, актеры и даже спортсмены, чьи имена раньше фигурировали в контексте дружбы с музыкантами, получили собственную сцену.
До расширения повестки фестиваль успел расширить и географию. Он не ограничивается одной лишь Москвой, каждую осень путешествуя по всей стране (от Санкт-Петербурга до Владивостока) с инициативой Beat Weekend — региональной версией фестиваля. Это еще один прецедент, поскольку увидеть авторское документальное кино, просто сверившись с программой кинотеатра, в России по-прежнему сложно, если не сказать невозможно.
Независимость, здоровый авантюризм и понимание контекста, сопровождавшие фестиваль с его первого года, никуда не делись и через 10 лет. Что будет дальше? Судя по всему, еще больше музыки, еще больше звука.