Скандальная прагматика «Оскара»: почему продюсеры устраивают хайп вокруг шоу
В этом году в преддверии главной киноцеремонии, которая состоится 25 февраля, общественность обсуждает не вошедшие в шорт-лист фильмы, а организаторские провалы «Оскара». Все началось со скандала в конце 2018 года, когда стало известно, что церемонию проведут без ведущего. Его просто не смогли найти, когда от должности отказался комик Кевин Харт, попавший под обстрел в соцсетях за гомофобные твиты. Демарш Харта выявил болезненную проблему церемонии: оказалось, что популярные телеведущие и актеры неохотно соглашаются на должность ведущего, и это место, хоть и свято, уже несколько лет едва избегает вероятности остаться пустым.
Отчасти это связано со строгими требованиями телеканала ABC — держателя прав на трансляцию церемонии. Другая причина — низкие рейтинги последних «Оскаров», которые дали понять, что шоу пора реформировать. В итоге продюсеры решили сократить четырехчасовую трансляцию, дабы зрители не уставали. Но как именно? Был найден «очевидный» выход — убрать из прямого эфира несколько номинаций, которых, напомним, 24.
Четыре жертвы
Во вторник 12 февраля американские издания, пишущие о событиях в киноиндустрии, распространили шокирующие новости: Киноакадемия собирается вручать награды в номинациях за лучшую операторскую работу, монтаж, грим и прически, а также за лучший короткометражный фильм во время рекламных перерывов. Это означает, что в прямую трансляцию шоу объявление победителей в этих категориях не войдет. Решение тут же вызвало негодование не только у рядовых зрителей, но и у представителей индустрии. Оскароносный режиссер Гильермо дель Торо напомнил, что операторская работа и монтаж «находятся в самом сердце ремесла… это само кино».
Его коллега, также обладатель «Оскара» и номинант этого года Альфонсо Куарон заметил, что «в истории кино были шедевры, снятые без звука, без цвета, без сюжета, актеров и музыки, но ни один фильм никогда не обходился без операторской работы и монтажа». Многие кинематографисты охарактеризовали решение Киноакадемии как дикое, поскольку сама цель церемонии — продемонстрировать публике достижения в области кинематографа — противоречит исключению важных номинаций из трансляции.
Академия по вопросам обороны
Прошло чуть больше суток, прежде чем Академия официально выступила с опровержением этих новостей, назвав их дезинформацией и объяснив суть грядущих изменений. В письме председателей говорилось, что сообщения и посты в соцсетях были ошибочными и все 24 категории будут объявлены на сцене кинотеатра Dolby и войдут в телетрансляцию. Планируется отказаться от трансляции эмоциональной стороны события: объятий и поцелуев, которые победители щедро раздаривают близким и коллегам, прежде чем подняться на сцену. При этом, согласно содержанию письма, представители отделений, отвечающих за «исключенные» номинации, добровольно предложили вырезать из трансляции выход своих номинантов на сцену ради изменения длительности церемонии. Поэтому зрители услышат речи победителей. Соответствующий план о сокращении продолжительности шоу был принят еще в августе 2018 года, отметили в Академии.
40 разгневанных кинематографистов
Новость о судьбе четырех номинаций спровоцировала некоторых режиссеров и операторов подписать открытое письмо президенту Академии Джону Бэйли. Полгода назад, когда решение о длительности трансляции впервые обсуждалось публично, Бэйли заявил, что его огорчает такая перспектива, но отметил, что «Оскар» постоянно меняется, одни награды уступают место другим. «Церемония — живое существо, как и любой вид искусства, особенно кино, которое определяется развитием технологий». В последующие месяцы Бэйли согласовал план о сокращении шоу и убедил операторов подписаться под новыми изменениями. В это время его супруга Кэрол Литтлтон привлекла представителей категории монтажа. Затем к ним присоединились «костюмы», сообщает IndieWire. Всем продемонстрировали, как именно будут оглашать номинации, и все остались удовлетворены.
Однако на фоне растущего напряжения вокруг рейтингов и потери ведущего эти разговоры сказались на делах продюсеров не лучшим образом. Реакция членов Академии получилась бурной, как и реакция общественности в соцсетях. «Классификация этих важных для кино профессий как чего-то незначительного — это просто-напросто оскорбление тех из нас, кто посвятил свои жизни выбранным профессиям», — говорится в письме. Его авторы призвали Киноакадемию вернуть четыре категории на место. Под письмом подписались 40 операторов и режиссеров, в том числе Мартин Скорсезе, Спайк Ли, Квентин Тарантино, Роджер Дикинс, Эммануэль Любецки, Дэмьен Шазелл, Кэри Фукунага, Энг Ли, Ди Риис, Сет Роген. После публикации открытого письма кинематографистов правление Американской киноакадемии выступило с опровержением и объяснило суть изменений.
Хайп-атака
Организаторы шоу намеренно подогревают интерес к «Оскару»: новости о том, что на церемонии будут исполнены только три из пяти номинированных песен к фильмам, что из трансляции исключат четыре номинации, две из которых чрезвычайно важны для киноремесла, систематически опровергаются, предварительно охватив как можно более широкую аудиторию. Похоже, мы наблюдаем приемы продюсера Донны Джиллиотти, которой несколько месяцев назад СМИ сочувственно прочили провал в организации церемонии, в том числе из-за отсутствия ведущего. В оскаровской прагматичной реальности продюсеры идут на малые жертвы, сокращая шоу с четырех до трех часов. В последнем комментарии Variety Джиллиотти лично опровергла слухи о том, что из шоу вырежут речи номинантов. Правило «90 секунд» останется неприкосновенным, заверила она.
Однако все вышеописанные планы и вовсе повернулись вспять: после встречи с Американским сообществом кинооператоров правление киноакадемии решило отменить все планируемые изменения в трансляции. Хронометраж церемонии сохранили в целости, и шоу будет длиться как и прежде — больше трех часов.