«Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда» как фильм для фанатов
Первая часть «Фантастических тварей» появилась ровно два года назад — и тут же разделила армию фанатов книг о Гарри Поттере на два лагеря: первый от фильма был в восторге (все тот же сказочный мир! волшебные палочки! американское министерство магии!), а второй заключил, что это мертворожденное дитя — без присутствия самого Гарри получилась пустышка. Продолжение, озаглавленное «Преступления Грин-де-Вальда», снято ровно в той же тональности, но с одним нюансом — смотреть новый фильм интересно будет только тем, кто видел предыдущий.
Собственно, поэтому объяснить довольно запутанный сюжет «Преступлений» и сложно — слишком уж он завязан на событиях первой части. Белокурый злодей Грин-де-Вальд (Джонни Депп) вырвался на свободу и стремится вновь обрести силу, собираясь уничтожить всех полукровок.
Тем временем Ньют Саламандер (Эдди Рэдмейн) при поддержке Альбуса Дамблдора (Джуд Лоу) пытается всеми силами ему помешать, для чего нелегально (после событий прошлой части он невыездной) перемещается из Лондона в Париж.
В этом и заключается основной конфликт «Преступлений», но в фильме множество других, второстепенных героев — от девушки по фамилии Лестрейндж до Николаса Фламеля, создавшего когда-то философский камень, — поэтому он и получился перегруженным. Установить, кто кому приходится сыном, кому — любовником, а кто в кого влюблен — здесь задача не всегда простая.
У «Преступлений Грин-де-Вальда» (как, впрочем, и у предыдущей части) есть огромный плюс по сравнению с другими блокбастерами: сделан он с любовью и энтузиазмом — видно, что Роулинг и Йейтс получают огромное удовольствие, возвращаясь в этот волшебный мир.
С чем у фильма точно в порядке, так это с визуальной частью — все фантастические звери выглядят по-настоящему очаровательно (в том числе и нюхль, главный козырь предыдущего фильма). Оператор Филипп Русло изобретательно снимает Париж 1920-х (даже учитывая то, что Париж для фильма отстроили в павильоне). Сцена, где Грин-де-Вальд созывает сторонников (тогда весь Париж накрывает черная ткань, а потом снова взмывает в воздух), — вероятно, самое красивое, что сняли в 2018-м. И таких, очень живописных, моментов здесь десятки.
Дэвид Йейтс, для которого это уже пятый фильм о вселенной Поттера, — пришедший с телевидения ремесленник, сговорчивый коллаборатор, ожидать творческих сюрпризов от которого глупо. Однако в фильме появляются Хогвартс и Дамблдор, что вызывает чувство приятной ностальгии хотя бы на несколько минут. Главная приманка для новых зрителей — именно что Дамблдор, который здесь не только отправляет главного героя на опасную миссию, но также ведет уроки в Хогвартсе (именно у него учился Саламандер) и вспоминает юношескую дружбу с Грин-де-Вальдом (у них когда-то был роман). Лоу, воплощение всего лучшего, что есть в британской актерской школе, на роль подошел идеально — и явно затмил в этом фильме остальных артистов, вместе взятых.
Джонни Депп, которому всегда удавались яркие образы, здесь просто ходит лунатиком и томным голосом говорит банальности. Эдди Рэдмейн все еще играет зануду, к которому сложно испытывать теплые чувства. Как развлечение фильм в целом работает — вот только магия, на которой держались все восемь фильмов про Гарри, здесь окончательно куда-то исчезла.
Это не обязательно плохо — в конце концов, новые картины могут создавать и свою собственную магию, без оглядки на исходный продукт. Остается надеяться, что хотя бы в третьей части она появится. Ждать ее осталось всего два года. Дамблдор обязательно вернется.