Стиль
Впечатления Кто такой Юн Фоссе и зачем идти на фестиваль его имени
Стиль
Впечатления Кто такой Юн Фоссе и зачем идти на фестиваль его имени
Впечатления

Кто такой Юн Фоссе и зачем идти на фестиваль его имени

Фото: Туве Брейстейн / Издательство Det Norske Samlaget
С 6 по 9 апреля в Москве и Санкт-Петербурге проходит театральный фестиваль Юна Фоссе — современного норвежского драматурга, о котором не устает говорить весь мир. Рассказываем, что нужно знать о Фоссе и на какие спектакли стоит обратить внимание.

Если попросить русского зрителя назвать одного норвежского драматурга, почти наверняка прозвучит имя Генрика Ибсена. Кто-то заговорит о «Пер Гюнте», кто-то вспомнит «Кукольный дом». Другие на волне успеха иммерсивных постановок перескажут сюжет «Привидений» (на тексте этой пьесы основано модное московское «мистическое шоу» «Вернувшиеся»). Если же спросить о норвежских драматургах зрителя европейского, Ибсена или Гамсуна в ответах потеснит Юн Фоссе. Отвечающий за честь современной скандинавской драматургии, он исправно поставляет театральным режиссерам тексты. В них чувствуется влияние то Беккета, то Чехова.

Фоссе отлично знает, что паузы могут быть не менее выразительными, чем слова, а скупость, с которой его часто безымянные герои выдавливают реплики, становится олицетворением их страха — перед жизнью, друг перед другом, перед собой.

Юн Фоссе — драматург титулованный. Отмечен не только многочисленными премиями и хвалебными рецензиями — к его пьесам охотно и раз за разом обращается свет мирового театра. Тут впору вспомнить о постановках Томаса Остермайера, Роберта Уилсона, Клода Режи, Фалька Рихтера или Юрия Бутусова. В них то вопят дурным голосом скандинавские боги («Эдда» Уилсона в Norske Teatret в Осло), то скачет туда-сюда в разговорах Мужчины и Женщины время («Сон об осени» Бутусова в Театре имени Ленсовета в Петербурге).

Юн Фоссе
Юн Фоссе

Успевший поколесить по Европе, сегодня Фоссе предпочитает сидеть дома и писать объемный роман, первая часть которого, по плану, должна выйти уже в 2019 году. В это время его творчество живет своей, переведенной на десятки языков, жизнью. Это не только пьесы, но также эссе, стихи, романы и детская проза. Фоссе важно, как звучат написанные им слова — те, с которыми потом его герои, будто экономя, расстаются с неохотой, — и свои произведения он пишет на ниношке, разновидности норвежского языка, появившейся из разговорной речи.

Однако пока в Европе драматурга называют живым гением, в России с его творчеством явно знакомы не в полной мере. Это и берется исправить фестиваль имени Фоссе, который охватывает сразу два города — Москву и Петербург. К его проведению подгадали и выход первого сборника пьес автора на русском языке. В них, кстати, знаки препинания встречаются не чаще, чем имена героев. Заключенные в тесный кокон собственных страхов, сами по себе они не очень поэтичны, однако лиричен ритм, которого Фоссе придерживается в своих текстах.

«Когда ангел проходит по сцене» — это 12 пьес, часть из которых можно увидеть на сцене русских театров. И отправляться на события фестиваля лучше как раз с этим сборником в руках.

Что посмотреть в Москве и Петербурге

«Сюзанна»

Где: Школа драматического искусства, Москва
Когда: 6, 26 апреля и 19, 20 мая

В постановке Александра Огарева главная героиня одна — Сюзанна, жена Генрика Ибсена. Впрочем, играют ее сразу три актрисы, вживаясь в образы Сюзанны молодой, Сюзанны средних лет и Сюзанны в возрасте (в роли последней — лауреат «Золотой маски» Евгения Симонова). Ибсена на сцене нет, однако все ее мысли и слова обращены к мужу, с которым она давно слилась в какое-то единое трагическое целое.

 

«Тени»

Где: Новая сцена Театра имени Вахтангова, Москва
Когда: 8 и 9 апреля

В рамках фестиваля на гастроли в Москву приезжает норвежский театр De Utvalgte («Избранные» в переводе на русский) со спектаклем «Тени». На сцене — четыре пожилых уже артиста, которые говорят во всех смыслах не своим голосом. Все слова произносят маленькие дети. Из наговоренных ими фраз и складывается все, что услышит в «Тенях» зритель. Увидит же он психологический театр, не чурающийся современных технологий.

Фото: пресс-служба

 

«Однажды летним днем»

Где: Школа драматического искусства, Москва
Когда: 7 апреля

Четырежды номинированная на «Золотую маску» постановка Фарида Бикчантаева наполнена, словно туманом, абстрактными образами. Название будто обещает рассказать, что же случилось в один из летних дней, однако конкретики ждать не стоит. Исходная ситуация — уехавший, но не вернувшийся муж — оборачивается игрой в иносказания, так сильно отличающей тексты Фоссе.

 

«Сон об осени»

Где: Театр имени Ленсовета, Санкт-Петербург
Когда: 9, 23 апреля и 10, 20 мая

Под музыку Дэвида Линча, Олафура Арнальдса, Арво Пярта, Хаушки и даже The Tiger Lilies Юрий Бутусов разыгрывает сюжет о Мужчине и Женщине. У них нет имен, зато есть прошлое, настоящее и будущее, перемешавшиеся до степени тотальной неразличимости. Где-то между «тогда» и «теперь» они и произносят реплики, посвящая зрителя в простой, в общем-то, сюжет. М и Ж понимают, что любят друг друга, но чтобы быть вместе, М должен будет уйти из семьи. Однако это не бытовая драма. Ход времени быстро запутает зрителя, а пронзительность ритмичного текста напомнит о том, что возраст — это условность.

Помимо спектаклей, фестиваль подготовил серию встреч и дискуссий. Узнать на них можно будет, например, о «Феномене Юна Фоссе» или о том, каким знает драматурга русская сцена.