Кто такой Юн Фоссе и зачем идти на фестиваль его имени
Если попросить русского зрителя назвать одного норвежского драматурга, почти наверняка прозвучит имя Генрика Ибсена. Кто-то заговорит о «Пер Гюнте», кто-то вспомнит «Кукольный дом». Другие на волне успеха иммерсивных постановок перескажут сюжет «Привидений» (на тексте этой пьесы основано модное московское «мистическое шоу» «Вернувшиеся»). Если же спросить о норвежских драматургах зрителя европейского, Ибсена или Гамсуна в ответах потеснит Юн Фоссе. Отвечающий за честь современной скандинавской драматургии, он исправно поставляет театральным режиссерам тексты. В них чувствуется влияние то Беккета, то Чехова.
Фоссе отлично знает, что паузы могут быть не менее выразительными, чем слова, а скупость, с которой его часто безымянные герои выдавливают реплики, становится олицетворением их страха — перед жизнью, друг перед другом, перед собой.
Юн Фоссе — драматург титулованный. Отмечен не только многочисленными премиями и хвалебными рецензиями — к его пьесам охотно и раз за разом обращается свет мирового театра. Тут впору вспомнить о постановках Томаса Остермайера, Роберта Уилсона, Клода Режи, Фалька Рихтера или Юрия Бутусова. В них то вопят дурным голосом скандинавские боги («Эдда» Уилсона в Norske Teatret в Осло), то скачет туда-сюда в разговорах Мужчины и Женщины время («Сон об осени» Бутусова в Театре имени Ленсовета в Петербурге).
Успевший поколесить по Европе, сегодня Фоссе предпочитает сидеть дома и писать объемный роман, первая часть которого, по плану, должна выйти уже в 2019 году. В это время его творчество живет своей, переведенной на десятки языков, жизнью. Это не только пьесы, но также эссе, стихи, романы и детская проза. Фоссе важно, как звучат написанные им слова — те, с которыми потом его герои, будто экономя, расстаются с неохотой, — и свои произведения он пишет на ниношке, разновидности норвежского языка, появившейся из разговорной речи.
Однако пока в Европе драматурга называют живым гением, в России с его творчеством явно знакомы не в полной мере. Это и берется исправить фестиваль имени Фоссе, который охватывает сразу два города — Москву и Петербург. К его проведению подгадали и выход первого сборника пьес автора на русском языке. В них, кстати, знаки препинания встречаются не чаще, чем имена героев. Заключенные в тесный кокон собственных страхов, сами по себе они не очень поэтичны, однако лиричен ритм, которого Фоссе придерживается в своих текстах.
«Когда ангел проходит по сцене» — это 12 пьес, часть из которых можно увидеть на сцене русских театров. И отправляться на события фестиваля лучше как раз с этим сборником в руках.
Что посмотреть в Москве и Петербурге
«Сюзанна»
Где: Школа драматического искусства, Москва
Когда: 6, 26 апреля и 19, 20 мая
В постановке Александра Огарева главная героиня одна — Сюзанна, жена Генрика Ибсена. Впрочем, играют ее сразу три актрисы, вживаясь в образы Сюзанны молодой, Сюзанны средних лет и Сюзанны в возрасте (в роли последней — лауреат «Золотой маски» Евгения Симонова). Ибсена на сцене нет, однако все ее мысли и слова обращены к мужу, с которым она давно слилась в какое-то единое трагическое целое.
«Тени»
Где: Новая сцена Театра имени Вахтангова, Москва
Когда: 8 и 9 апреля
В рамках фестиваля на гастроли в Москву приезжает норвежский театр De Utvalgte («Избранные» в переводе на русский) со спектаклем «Тени». На сцене — четыре пожилых уже артиста, которые говорят во всех смыслах не своим голосом. Все слова произносят маленькие дети. Из наговоренных ими фраз и складывается все, что услышит в «Тенях» зритель. Увидит же он психологический театр, не чурающийся современных технологий.
«Однажды летним днем»
Где: Школа драматического искусства, Москва
Когда: 7 апреля
Четырежды номинированная на «Золотую маску» постановка Фарида Бикчантаева наполнена, словно туманом, абстрактными образами. Название будто обещает рассказать, что же случилось в один из летних дней, однако конкретики ждать не стоит. Исходная ситуация — уехавший, но не вернувшийся муж — оборачивается игрой в иносказания, так сильно отличающей тексты Фоссе.
«Сон об осени»
Где: Театр имени Ленсовета, Санкт-Петербург
Когда: 9, 23 апреля и 10, 20 мая
Помимо спектаклей, фестиваль подготовил серию встреч и дискуссий. Узнать на них можно будет, например, о «Феномене Юна Фоссе» или о том, каким знает драматурга русская сцена.