В Базеле открылась выставка «другого» Поллока
Абстрактные работы Джексона Поллока «растянулись» по стенам лучших музеев мира. И познания многих ими ограничены: этого американца именуют идеологом и лидером абстрактного экспрессионизма, знают как художника, активно брызгавшего краской на холст и попавшего под крыло Пегги Гуггенхайм (которая в начале карьеры Поллока даже платила ему по $150 ежемесячно, чтобы он бросил свою работу и занимался живописью), а еще — героя фильма «Поллок» (2000) Эда Харриса, который не только снял эту картину, но и сыграл в ней главную роль. Раннее творчество Поллока и его поздние полотна, выросшие из периода «забрызганных» холстов, известны далеко не всем, и это решила исправить куратор Нина Циммер. Очное знакомство с фигуративным этапом творчества, который у Поллока длился почти тридцать лет, она организовала в новом, открывшемся этой весной здании базельского «Кунстмузеума».
«Фигуративный Поллок» — это собрание работ, которое дополняет портрет автора и расширяет в глазах публики сферу его интересов и влияний. Что вдохновляло художника? — Его учитель Томас Харт Бентон, представитель риджионализма, Эль Греко, Микеланджело и Рембрандт, а еще — мастера итальянского барокко. Позднее Джексон Поллок открыл для себя европейский модернизм — и в особенности его увлек Пикассо, с кем впоследствии художник соперничал не один год. Невероятный интерес Поллок питал и к искусству коренного населения Северной Америки, а также мексиканских монументалистов, в особенности, Диего Риверы.
Того ли Поллока мы восхваляли все это время? Об этом Нина Циммер предлагает поразмыслить, глядя на сто с лишним его работ. Половина из них — жемчужины частных коллекций, остальные прибыли в Базель из важнейших музеев США, Австралии, Японии и стран Европы. Куратор оспаривает статус художника как новатора в области абстрактного искусства. «Для многих американских ученых, консервативных, возврат к фигуративу означает уход от того радикального прорыва, который сделал Поллок», — признавалась Циммер изданию The Art Newspaper. И именно поэтому считала, что такую выставку было бы трудно воплотить в жизнь в США.
Эволюцию фигуративной живописи Поллока предложено исследовать с 1930 года до ставшего последним в его жизни 1956-го, когда 44-летний художник погиб в автокатастрофе. Несмотря на фокус выставки, в ней есть место и для величественных «набрызганных» картин, над которыми Поллок работал в период 1947 и 1950 годов. Однако таких здесь немного: как отмечают организаторы, их количество — это «умышленное упущение куратора».
Выставка «Фигуративный Поллок» в «Кунстмузеуме» Базеля открыта со 2 октября до 22 января 2017 года.