Стиль
Впечатления Запретный сад: почему не состоялся фестиваль Outline
Стиль
Впечатления Запретный сад: почему не состоялся фестиваль Outline
Впечатления

Запретный сад: почему не состоялся фестиваль Outline

Фото: outline-festival.ru
В отмене Outline, который должен был стать одним из самых приметных фестивалей Европы, кто-то увидел проблески железного занавеса и дуновение холодной войны. Денис Бояринов о том, что причина тому куда прозаичнее и вытекает она из всем нам знакомых вещей.

Сначала не про Outline. Полмесяца назад, в то время, как на территории завода МоЗАЛ уже начали возводить декорации для фестиваля нестандартной электроники и искусства, по волнам итальянского озера Изео поплыл трехкилометровый пирс сочного апельсинового цвета. «The Floating Piers» — это последняя работа американского художника Кристо, который знаменит тем, что заворачивал в упаковку парижский мост Понт-Неф и берлинский Рейхстаг. За 16 дней, пока оранжевый пирс был открыт для посещения публики, над темными водами Изолы прогулялось больше миллиона человек — в основном, разумеется, туристов. Отвечая на вопрос журналистов, в чем самая трудная часть его гигантских проектов, 81-летний художник, который самостоятельно находит миллионы долларов на финансирование своих идей, ответил: получение необходимых разрешений от местных властей. Например, чтобы завернуть в ткань Рейхстаг, Кристо потратил 10 лет только на согласование бумажек.

У фестиваля Outline, который в этом июле многие модные медиа посчитали лучшим электронным фестивалем Москвы, масштаб аттракции в сто раз поменьше, чем у грандиозного лэнд-арта Кристо: 12 тыс. проданных билетов. Однако, размах и амбиции у организаторов были что надо: в России такого фестиваля, который бы с большим вкусом и выдумкой демонстрировал музыку и арт не для всех, действительно, еще не было.

 
Фото: facebook.com/outlinefestival

Outline успели оценить за рубежом. В рейтинге профильного сайта Resident Advisor московский Outline попал на второе место самых ожидаемых фестивалей июля в Европе, уступив только немецкому гиганту Melt!. Потому неудивительно, что новость об отмене фестиваля, которая появилась за несколько часов до предполагаемого старта, потрясла соцсети. Выплеснувшаяся в интернет реакция посетителей фестиваля была такая, будто у них украли Рождество. Почему произошла отмена? Озвученная позиция властей: организаторы не успели вовремя согласовать проведение фестиваля и принять надлежащие меры противопожарной безопасности. Из официального заявления организаторов Outline можно понять только то, что они пытались урегулировать «необходимые формальности», но у них не получилось. Договориться с администрацией Юго-Восточного административного округа, на территории которого расположен завод, оказалось сложней, чем пройти по воде. Это объяснимо: любой, кто пытался не то что сделать международный фестиваль на заброшенном заводе, а хотя бы получить справку в ближайшем МФЦ, может себе представить, что такое русская бюрократия, которая ни в чем не уступит берлинской. В этом черном ящике не работают процедуры, которые к тому же меняются с каждым днем, помогают только надежные знакомства с нужными людьми. Видимо, у организаторов Outline они были недостаточно надежны. Увы, остается только соболезновать музыкантам, художникам, техникам, менеджерам, рестораторам — всем, кто месяцы работал над созданием фестиваля, и, разумеется, зрителям, приехавшим на Outline из разных городов мира.

 
Фото: facebook.com/outlinefestival

Многие комментаторы из Facebook усмотрели в отмене Outline характерную примету времени, которая еще раз нам говорит о «звеньях цепи» и «кровавом режиме», о том, что «креаклы» пожинают плоды слитого протеста на Болотной, о том, что это сигнал, что отсидеться во «внутреннем Берлине» уже не получится, и пора собираться на философский пароход в Европу. Эту точку зрения разделило подавляющее большинство приехавших на фестиваль иностранцев, с которыми, ошеломленными и ничего не понимающими, можно было пообщаться на вечеринках в поддержку Outline в субботу и воскресенье в клубах «Газгольдер» и «Кругозор». Плохо представляя то, как происходит жизнь в России, как устроены постсоветские бюрократические структуры и какова их логика (а этого часто не представляют даже сотрудники этих структур), европейцы полагают, что во всем виноват Путин. Таков образ современной России — во всем виноват Путин, но когда говорят, что виноват Путин — это означает, что никто не виноват.

Справедливости ради надо заметить, что разочаровывающая отмена Outline может быть совершенно не связана с политическими обстоятельствами времени. Похожая история произошла в 2006-м году с фестивалем Nokia Trends, на котором должны были выступать электронные музыканты из Британии и Германии. Организаторы пытались согласовать проведение фестиваля в депо Киевского вокзала, но, как говорят в России, «ресурса не хватило». Не помогло ни громкое имя международного спонсора, ни его уверенное финансовое положение. Nokia Trends также был отменен в день события. Тогда, правда, никто не увидел в этом событии заговор властей, ведь это было еще до дефолта и до протестов среднего класса, в тучные времена, когда цены на нефть росли и росли. Действительно, проще возложить ответственность на безликую систему, чем найти слабое звено в привычной схеме работы и признать собственные ошибки. Ведь проблема может быть и в чем-то другом — «не в СССР, а в собственном несовершенстве», как писал когда-то Геннадий Шпаликов.

Но хватит о печальном. В истории с несостоявшимся Outline есть и пара положительных моментов. Во-первых, (хоть это невеликое утешение) в этом году у организаторов Outline не получился фестиваль, зато получился временный объект лэнд-арта, почти как плавающий пирс американского художника Кристо. Территория завода МоЗАЛ, подготовленная к третьему фестивалю Outline, не увидела десятка тысяч поклонников современной электроники, но осталась на фотографиях проектом неосуществленной утопии, символом запретного сада для рейверов.

 
Фото: facebook.com/outlinefestival

Но главный итог Outline — это поддержка, которую организаторам фестиваля выказала его лояльная аудитория, коллеги по бизнесу, приютившие выступления артистов и объявившие о скидках на билеты для посетителей Outline (Пикник «Афиши», Soundscape в Никола-Ленивце, Архстояние // Убежище в Никола Ленивце, Present Perfect в Санкт-Петербурге, GEM в Грузии), и даже представители государства — а именно, Мосгорпарк, который принял в воскресенье на открытой сцене сада «Музеон» группы Мулату Астатке и The Skatalites, немного подсластив меломанам горечь разочарования.

Возникшие стихийно слоганы #savetherave и #weloveoutline, под которыми пользователи соцсетей предлагали отказаться от возвращения стоимости билетов, чтобы помочь организаторам фестиваля разобраться с долгами, говорят о возможности появления в нашем обществе горизонтальных социальных систем, которые, по сути, и есть единственное эффективное средство борьбы с безразличием бюрократической вертикали. Не так все безнадежно.

Хочется верить, что у организаторов фестиваля найдется сил провести работу над ошибками и организовать новый Outline в следующем году. Больше и лучше прежнего. Пусть даже и в Берлине, о котором они грезят.
Мы не забудем и простим.