Стиль
Впечатления «Гараж» обустраивается в ресторане
Стиль
Впечатления «Гараж» обустраивается в ресторане
Впечатления

«Гараж» обустраивается в ресторане

Фото: OMA; fondazioneprada.org; fondationlouisvuitton.fr; whitney.org
Музей современного искусства Даши Жуковой переезжает в павильон «Времена года» в парке Горького. Новую жизнь развалинам некогда популярного советского ресторана придал знаменитый голландский архитектор Рем Колхас.

В советские времена к павильону «Времена года» в парке Горького выстраивались нешуточные очереди. Здесь располагался популярный одноименный ресторан на тысячу мест с зеркалами, коврами, коктейль-баром и музыкантами в дорогих пиджаках. Основательница музея современного искусства «Гараж» Даша Жукова те очереди вряд ли застала (в 90-е ресторан закрылся, а павильон пришел в запустение). А вот вереницу из желающих приобщиться к высокому в новом здании «Гаража» она наверняка увидит.

Открытие нового музейного здания, которое состоится 12 июня, претендует на звание главного столичного культурного события этого лета.

 

 

Где бы ни располагался «Гараж», это всегда были здания с историей. Первые три года после открытия в 2008-м музей провел в гараже бывшего Бахметьевского автобусного парка. Здание на улице Образцова в 1928 году спроектировал Константин Мельников, превратив утилитарную по своему назначению постройку в памятник архитектуры советского авангарда.

Вторым домом «Гаража» и вовсе стал временный павильон, правда, от именитого архитектора. Его в парке Горького возвел японец Шигеру Бан. Лауреат Притцкеровской премии, конструировавший бытовки для беженцев из Африки и японцев, переживших цунами, построил для «Гаража» здание из переработанных картонных труб.

Предполагалось, что во временном павильоне музей задержится всего на год, но в итоге «дом из бумаги» успешно пережил три зимовки. В четвертый раз проверить постройку на прочность уже не удастся. После того как в ней завершится выставка художницы Катарины Гроссе «Да нет почему позже», здание разберут.

Над новым зданием «Гаража» работал еще один притцкеровский лауреат — голландец Рем Колхас. Он взялся превратить советскую разрушенную «стекляшку» «Времен года» в современный музей. Здание, вернее, те развалины, что от него остались, осенью 2013 года приобрели структуры, принадлежащие Роману Абрамовичу.

Построить на их месте новое здание было дешевле, легче и быстрее. С этим соглашается и директор «Гаража» Антон Белов, но в итоге его решили реконструировать. В том числе потому что Рем Колхас, который воочию видел «Времена года» еще 20-летним юношей в свой первый визит в СССР, захотел вдохнуть в павильон вторую жизнь.

Избавляться от всего наследия советских архитекторов Колхас не стал. Он сохранил бетонный каркас здания, а в интерьере — мозаику и декоративный кирпич. А вот фасад павильона решил покрыть полупрозрачным поликарбонатом и приподнял его на 2 м над землей. В одном месте отделка фасада будет подниматься вверх, тем самым открывая пространство музейного атриума. С первого на второй этажи протянется широкая бетонная лестница, сохранившаяся с 60-х годов прошлого века. А на крыше здания будет выход на террасу.

 

 

О ресторанном прошлом «Времен года» в новом «Гараже» напомнит фирменное кафе с блюдами европейской кухни и бессменным шеф-поваром Денисом Калмышем. Меню будет обновляться несколько раз в год.

К открытию в новом пространстве «Гараж» подготовил сразу восемь выставок: от «амазонки» японского авангарда и подружки Уорхола Яёи Кусамы до масштабной инсталляции Эрика Булатова, созданной специально для атриума музея. Таким образом зрителям во время открытия покажут сразу все новые музейные пространства.

 

 


Новые музейные здания мира

Музей Уитни в Нью-Йорке

 

Музей Уитни
Нью-Йорк

 

1 мая 2015 года музей американского искусства Уитни переехал в новое здание. Девятиэтажный комплекс, способный вместить коллекцию из 22 000 предметов, построили на Манхэттене по проекту лауреата Притцкеровской премии Ренцо Пиано, которого наряду с Норманом Фостером и Ричардом Роджерсом называют создателем стиля хай-тек. Самое большое выставочное пространство Нью-Йорка построили без опорных колонн, а его технические характеристики таковы, что позволяют менять параметры залов в соответствии с запросами конкретных экспозиций.

 

Fondazione Prada
Милан

 

Работая над новым павильоном московского «Гаража», голландец Рем Колхас параллельно успел превратить в арт-пространство здание бывшего винокуренного завода в Милане. Оно открылось в начале мая 2015 года. Здания фабрики в свое время выкупили дизайнер Миучча Прада и ее супруг, президент Prada Group Патрицио Бертелли. К уже существующим семи постройкам Колхас добавил еще три: башню, выставочный павильон и кинотеатр.

 

Fondation Louis Vuitton
Париж

 

В октябре 2014 года над Булонским лесом торжественно «поднялись» стеклянные и алюминиевые паруса Музея современного искусства Фонда Louis Vuitton. Здание новой культурной институции по заказу самого богатого человека Франции — владельца LVMH Бернара Арно спроектировал один из крупнейших архитекторов современности, лауреат Притцкеровской премии Фрэнк Гери. По его собственным словам, здание музея похоже на стеклянное «облако», в которое «завернуто» пространство выставочных залов. Строительство музея заняло более шести лет и стоило около $135 млн.