«Гараж» обустраивается в ресторане
В советские времена к павильону «Времена года» в парке Горького выстраивались нешуточные очереди. Здесь располагался популярный одноименный ресторан на тысячу мест с зеркалами, коврами, коктейль-баром и музыкантами в дорогих пиджаках. Основательница музея современного искусства «Гараж» Даша Жукова те очереди вряд ли застала (в 90-е ресторан закрылся, а павильон пришел в запустение). А вот вереницу из желающих приобщиться к высокому в новом здании «Гаража» она наверняка увидит. Открытие нового музейного здания, которое состоится 12 июня, претендует на звание главного столичного культурного события этого лета. |
Где бы ни располагался «Гараж», это всегда были здания с историей. Первые три года после открытия в 2008-м музей провел в гараже бывшего Бахметьевского автобусного парка. Здание на улице Образцова в 1928 году спроектировал Константин Мельников, превратив утилитарную по своему назначению постройку в памятник архитектуры советского авангарда. Вторым домом «Гаража» и вовсе стал временный павильон, правда, от именитого архитектора. Его в парке Горького возвел японец Шигеру Бан. Лауреат Притцкеровской премии, конструировавший бытовки для беженцев из Африки и японцев, переживших цунами, построил для «Гаража» здание из переработанных картонных труб. Предполагалось, что во временном павильоне музей задержится всего на год, но в итоге «дом из бумаги» успешно пережил три зимовки. В четвертый раз проверить постройку на прочность уже не удастся. После того как в ней завершится выставка художницы Катарины Гроссе «Да нет почему позже», здание разберут. Над новым зданием «Гаража» работал еще один притцкеровский лауреат — голландец Рем Колхас. Он взялся превратить советскую разрушенную «стекляшку» «Времен года» в современный музей. Здание, вернее, те развалины, что от него остались, осенью 2013 года приобрели структуры, принадлежащие Роману Абрамовичу. Построить на их месте новое здание было дешевле, легче и быстрее. С этим соглашается и директор «Гаража» Антон Белов, но в итоге его решили реконструировать. В том числе потому что Рем Колхас, который воочию видел «Времена года» еще 20-летним юношей в свой первый визит в СССР, захотел вдохнуть в павильон вторую жизнь. Избавляться от всего наследия советских архитекторов Колхас не стал. Он сохранил бетонный каркас здания, а в интерьере — мозаику и декоративный кирпич. А вот фасад павильона решил покрыть полупрозрачным поликарбонатом и приподнял его на 2 м над землей. В одном месте отделка фасада будет подниматься вверх, тем самым открывая пространство музейного атриума. С первого на второй этажи протянется широкая бетонная лестница, сохранившаяся с 60-х годов прошлого века. А на крыше здания будет выход на террасу. |
О ресторанном прошлом «Времен года» в новом «Гараже» напомнит фирменное кафе с блюдами европейской кухни и бессменным шеф-поваром Денисом Калмышем. Меню будет обновляться несколько раз в год. К открытию в новом пространстве «Гараж» подготовил сразу восемь выставок: от «амазонки» японского авангарда и подружки Уорхола Яёи Кусамы до масштабной инсталляции Эрика Булатова, созданной специально для атриума музея. Таким образом зрителям во время открытия покажут сразу все новые музейные пространства. |
Новые музейные здания мира
Музей Уитни в Нью-Йорке
Музей Уитни
1 мая 2015 года музей американского искусства Уитни переехал в новое здание. Девятиэтажный комплекс, способный вместить коллекцию из 22 000 предметов, построили на Манхэттене по проекту лауреата Притцкеровской премии Ренцо Пиано, которого наряду с Норманом Фостером и Ричардом Роджерсом называют создателем стиля хай-тек. Самое большое выставочное пространство Нью-Йорка построили без опорных колонн, а его технические характеристики таковы, что позволяют менять параметры залов в соответствии с запросами конкретных экспозиций.
Fondazione Prada
Работая над новым павильоном московского «Гаража», голландец Рем Колхас параллельно успел превратить в арт-пространство здание бывшего винокуренного завода в Милане. Оно открылось в начале мая 2015 года. Здания фабрики в свое время выкупили дизайнер Миучча Прада и ее супруг, президент Prada Group Патрицио Бертелли. К уже существующим семи постройкам Колхас добавил еще три: башню, выставочный павильон и кинотеатр.
Fondation Louis Vuitton
В октябре 2014 года над Булонским лесом торжественно «поднялись» стеклянные и алюминиевые паруса Музея современного искусства Фонда Louis Vuitton. Здание новой культурной институции по заказу самого богатого человека Франции — владельца LVMH Бернара Арно спроектировал один из крупнейших архитекторов современности, лауреат Притцкеровской премии Фрэнк Гери. По его собственным словам, здание музея похоже на стеклянное «облако», в которое «завернуто» пространство выставочных залов. Строительство музея заняло более шести лет и стоило около $135 млн. |