Сколько стоит вырастить из ребенка звезду
Звезды-дети привлекают к себе не меньше внимания, чем их взрослые коллеги. Они участвуют в модных показах, снимаются в кино и побеждают на конкурсах талантов. На Instagram девятилетней Кристины Пименовой, дочери бывшего игрока «Локомотива» Руслана Пименова и экс-модели Гликерии Широковой, подписаны 371 000 человек. Ее уже назвали «самой красивой девочкой в мире» такие западные СМИ, как Women Daily Magazine, Mirror и Daily Postal. Когда девочке было три года, мать отвела ее в модельное агентство, так что в своем юном возрасте Кристина поучаствовала в модных показах Dolce & Gabbana, Armani, Roberto Cavalli и Benetton.
А год назад новой иконой стиля был признан пятилетний мексиканец Алонсо Матео. Его мать Луиза Фернанда Эспиноса, стилист по профессии, наряжала мальчика в дорогие вещи и выкладывала фото в Instagram. В этом году вся Россия с замиранием сердца следила за результатами шоу «Голос. Дети» и успехами его финалистки, 11-летней Алисы Кожикиной, на «Детском Евровидении».
Многие родители готовы сделать все, чтобы их ребенок стал звездой. И в этом им помогают различные киношколы, танцевальные студии и модельные агентства. Вырастить звезду почти с пеленок обещают в академии Stars Яны Рудковской. Детей от 3 до 18 лет здесь обучают по трем направлениям: концертному, телевизионному или модельному. Воспитанникам обещают выступления со взрослыми звездами, роли в сериалах, участие в неделях моды. Назвать «РБК Lifestyle» стоимость обучения в академии категорически отказались, повторяя фразу: «Цена обсуждается с каждым индивидуально». Впрочем, эту информацию удалось найти на сайтах, где общаются мамы будущих звезд: во время кастинга родителям озвучивали расценки от 150 000 руб. и выше.
В школе при модельном агентстве President Kids назвать цены в телефонном разговоре тоже отказались. «Мы прежде всего агентство, и речь идет о том, что мы не берем деньги, а их платим, — рассказала "РБК Lifestyle" PR-менеджер агентства Оксана Абдуханова. — Дети у нас зарабатывают. У нас есть школа при агентстве, но это две разные истории. В агентство мы берем детей, которые сами находят нас. Менеджеры их просматривают, и, если ребенок соответствует модельным параметрам, мы приглашаем его на кастинг. И дальше детей уже отбирает заказчик. Тем, кто получил заказ, платят деньги, а мы получаем комиссию 20%. Это не стоит ничего, но, если вы хотите, чтобы ваши фотографии были на сайте, это обойдется в 6500 руб. в год. Сайт ведь должен окупаться. А модельная школа работает для детей, чьи родители хотят, чтобы их ребята занимались дефиле или актерским мастерством».
Успехи у подопечных агентства действительно есть. Пятилетний Алексей Петрухин снялся в рекламном видео компании Royal Philips для румынского телевидения, а трехлетняя Маша Яковлева приняла участие в проекте Disney Baby.
Что касается раскрутки юных талантов, то она почти ничем не отличается от продвижения уже взрослых звезд. «Мы детей воспринимаем как артистов, поэтому, как и со взрослыми, заключаем контракт, который нужно соблюдать, — объяснила "РБК Lifestyle" Александра Сафронова, PR-менеджер Алисы Кожикиной. — Методы продвижения одни и те же: работаем со СМИ, организовываем концерты. Естественно, берем во внимание учебу в школе и можем переносить на каникулярное время какие-то вещи». Усилия юных моделей и артистов, разумеется, окупаются. За участие в фотосессии для СМИ или каталогов одежды юные модели получают от 3000 до 15 000 руб. Работа во время дефиле оплачивается меньше — от $50 до $100 за три-четыре выхода на подиум. К тому же родители юных звезд могут гордиться не только своим чадом, но и собой, поскольку их труд — также одна из составляющих детского успеха.
При этом многие взрослые не перестают задаваться вопросом — как отражается на детях ранняя популярность? Как известно, у голливудской актрисы Дрю Бэрримор, которая прославилась в семь лет благодаря фильму «Инопланетянин», были огромные проблемы со здоровьем и поведением. В 9 лет Дрю начала курить, в 11 — употреблять алкоголь, а в 12 — наркотические вещества. Затем — реабилитационный центр и попытка самоубийства. К счастью, звезда взяла себя в руки и сейчас регулярно снимается в фильмах и даже снимает их сама. «Ранняя карьера в шоу-бизнесе — это раннее взросление и постоянное напряжение, которое сразу лишит ребенка детства, — комментирует детский психолог Оксана Защиринская. — Это противоречит общепринятым нормам, связанным с подготовкой к школе и адаптацией к учебе. Ребенок в возрасте, скажем, шести-семи лет больше ориентирован на обучение, а не на карьеру. А тут параллельно начинаются подиумы, съемки и совершенно иной распорядок дня. Нацеленность на модельную или актерскую карьеру в таком возрасте дезориентирует ребенка и лишает его возможности стать обычным и успешным учеником. Как таковое детство пропадает».
Впрочем, история знает и другие примеры, помимо Дрю Бэрримор. Ранняя популярность не стала трагедией для Маши и Насти Толмачевых, которые в девять лет выиграли конкурс «Детское Евровидение — 2006». Мама девочек, Марина Толмачева, рассказала «РБК Lifestyle», что у девочек все складывается удачно. «Они с детства занимаются вокалом, нам надо было участвовать в конкурсах, и мы участвовали, — говорит г-жа Толмачева. — Сейчас они и учатся, и работают. Мы научились все совмещать. На характер девочек ранняя карьера никак не повлияла. Вот все вокруг замечают, что они простые, адекватные. Их стали узнавать лет с восьми, и в этом возрасте они еще не понимали, в чем дело. А потом привыкли и очень спокойно к этому относятся». Еще один более-менее удачный пример — сестры-близнецы Мэри-Кейт и Эшли Олсен. Они родились в 1986 году и начали сниматься в сериале «Полный дом», когда им было всего по шесть месяцев. В 1993-м девочки стали самыми молодыми продюсерами в истории, основав совместно с продюсером Робертом Торном компанию Dualstar, которая выпускала сериалы, видеоигры, а также различные товары вроде одежды, аксессуаров для волос и туалетной воды. В 2007 году сестры Олсен вошли в рейтинг 20 самых богатых женщин планеты по версии журнала Forbes — на тот момент состояние Мэри-Кейт и Эшли равнялось $100 млн. Однако теперь девушкам уже 28, их творческая карьера застопорилась, а СМИ в основном обсуждают их наряды.
Маша Толмачева
Психолог Оксана Защиринская предупреждает, что из ребенка-звезды может сформироваться эмоционально-неустойчивая личность. «Такие люди всегда живут в напряжении, им постоянно нужна публика. Если сравнивать шоу-бизнес и спорт, то первое — это все-таки больше работа на публику. А когда ребенка готовят к спортивной карьере, то это работа над собой: режим дня, сила воли, постоянное преодоление, результативность. Это совсем другая нагрузка», — заключает она.