Братство второго кольца: Как улучшится московское метро в ближайшее время
Штатные архитекторы «Метростроя», видимо, не справляются с работой — ведь до 2020 года мэрия планирует построить сразу 64 новые станции метро и 160 км путей. Метро должно прийти в «Солнцево» в 2017 году. Именно к этому времени планируют построить Солнцевскую ветку, которая протянется от «Москва-Сити» до деревни Рассказовка, а возможно, и на несколько километров дальше — до аэропорта Внуково.
Сейчас, чтобы добраться до центра, жителям Солнцево и Ново-Переделкино нужно никак не меньше полутора часов: через загруженное Боровское или Киевское шоссе до станции «Юго-Западная». К тому же эти районы активно застраиваются — так что метро здесь придется как нельзя кстати.
«Мы хотим, чтобы эти станции стали градостроительными и архитектурными шедеврами», — сразу обозначил планку конкурса вице-мэр Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин.
Запоминающимся обликом новых станций мэрия озаботилась не зря. Пока что все станции «собянинской эры» получаются добротными, но довольно однотипными. Это при том, что московское метро всегда выделялось среди других подземок мира именно визуально.
«Этот конкурс должен помочь нам определить стиль нового метро, чем раньше занимался исключительно «Метрострой», — говорит один из организаторов конкурса, генеральный директор КБ «Стрелка» Денис Леонтьев. — Критерии, которым будет уделяться основное внимание, — качество пространства, навигации, стоимость эксплуатации. Понятно, что новые станции не будут похожи на дворцы, которые строили в 1950-е годы, — от этого нужно уходить. В то же самое время и в Париже, и в Лондоне, и в любом другом городе думают об архитектурной составляющей.
Станцию «Спартак» обещают ввести в эксплуатацию 24 июля, рядом с ней к чемпионату мира по футболу 2018 года должен появиться стадион
Для многих людей, и прежде всего для туристов, эта самая «архитектурная составляющая» московского метро всегда была на первом месте. Когда к 150-летию лондонской подземки телекомпания CNN провела опрос, какое метро ее зрители считают самым лучшим в мире, Москва заняла в нем достойное 11‑е место, и прежде всего именно за счет выдающейся архитектуры центральных станций.Тот же опрос, кстати, показал, в какую сторону следует развиваться московскому метро, чтобы нравиться не только туристам. Первое место заняла гонконгская подземка, которая перевозит около 5 млн человек в день. В первую очередь люди отмечали стабильную работу метро, чистоту, удобства для людей с ограниченными возможностями (такие как таблицы Брайля и тактильные покрытия). Помимо этого, здесь действует понятная и удобная система оплаты бесконтактной картой Octopus. С ее помощью можно не только ездить в метро, но и покупать продукты в супермаркетах или оплачивать парковку.
Немногим меньше голосов набрала подземка Сеула. Здесь уже наступило будущее: все вагоны оснащены телевизорами, есть мобильная связь формата 4G, климат-контроль и сидения с подогревом, спасающие в холодное время года. Далее в списке следуют другие азиатские мегаполисы: Тайпей, Токио, Сингапур.
Возвращаясь к московскому конкурсу, скажем, что принять участие в нем сможет любой человек, который считает себя архитектором. Единственное условие — чтобы он был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель или владелец фирмы.
Станцию «Котельники» откроют в конце этого года-она рассчитана на жителей микрорайона Жулебино и города Люберцы
Конкурс продлится до середины ноября. На первом этапе в финал выйдут по пять лучших вариантов оформления для каждой станции. Десять финалистов разделят призовой фонд в 3,9 млн руб.
Потом десятку проектов-победителей покажут москвичам (это произойдет 26 августа) и специалистам. Победителей объявят 13 ноября. Они заключат с проектировщиками договоры на реализацию проектов и смогут даже контролировать работу строителей — чтобы те не извратили их идеи.
За первые дни конкурс уже превратился из национального в международный: заявки на участие подали архитектурные бюро из Дании, Литвы, Австралии и других стран.
Новые станции должны помочь решить главную проблему столичного метро — его чрезвычайную загруженность. Ведь за толкотней в вагонах и на переходах пассажирам трудно заметить даже те улучшения сервиса, которые уже появляются, — тот же Wi-Fi и удобную навигацию.
В этом году в метро должно открыться шесть новых станций. В самое ближайшее время на территории Тушинского аэродрома и рядом со строящимся стадионом «Спартак» появится одноименная станция. На этой же Таганско-Краснопресненской линии откроют станцию «Котельники», рассчитанную на жителей Люберец, Дзержинского и Котельников. Между «Автозаводской» и «Коломенской» на Замоскворецкой линии появится «Технопарк» — для посетителей будущего технопарка «Нагатино-ЗИЛ». Наконец, тремя станциями метро «прорастет» в южном направлении: за «Юго-Западной» откроются «Тропарево», «Румянцево» и «Саларьево».
Макет двухъярусной станции столичного метро, которая появится над платформенной частью станции метро "Румянцево" Сокольнической линии метрополитена
Правда, продление существующих веток не всегда оказывается панацеей. Показательный пример — станция «Выхино». Раньше она была конечной, и соседство с железнодорожной станцией превращало посадку пассажиров в поезд в триллер. Теперь в направлении области открыли еще две станции — «Лермонтовский проспект» и «Жулебино». И поезда в направлении центра стали приезжать в «Выхино» уже наполовину заполненными, при том что на самой станции людей стало не намного меньше.
Станция метро «Лермонтовский проспект»
Впрочем, пресс-служба Комплекса градостроительной политики Москвы заверяет, что пассажиропотоки были тщательным образом подсчитаны и строительство новых станций на Сокольнической и Замоскворецкой линиях (где за конечным «Речным вокзалом» появятся еще две станции — «Беломорская улица» и «Ховрино») не приведет к давкам.
А главные надежды по разгрузке метро власти возлагают на Третий пересадочный контур — проще говоря, вторую кольцевую линию. Она заработает в 2018 году. Чтобы добраться из одного района в другой, больше не нужно будет ехать в центр: по подсчетам властей, пассажиропоток на перегруженных участках благодаря второму кольцу уменьшится на треть, а то и наполовину.
Егор Антощенко