Стиль
Впечатления «Задача любого хорошего режиссера—слушать талантливых людей на площадке»
Стиль
Впечатления «Задача любого хорошего режиссера—слушать талантливых людей на площадке»
Впечатления

«Задача любого хорошего режиссера—слушать талантливых людей на площадке»

«Задача любого хорошего режиссера—слушать талантливых людей на площадке»
В кинотеатрах идет «Хардкор» — первый российский фильм, снятый целиком от первого лица. Режиссер картины Илья Найшуллер рассказал «РБК Стиль» о работе с Шарлто Копли и Сергеем Шнуровым, своем опыте краудфандинга и общем посыле картины.

На данный момент сборы «Хардкора» в России превысили 84 млн руб. Вы довольны таким результатом?

Всегда хотелось бы больше. Но я доволен в первую очередь тем, что фильм вышел по всему миру, что пишут люди в отзывах и рецензиях. Для меня это важнее, чем касса. Тем более что с кассы я процента не имею.​

У вашего проекта фантастическая история. Вы сняли клип «BadMotherf*cker» для своей группы Biting Elbows, он стал вирусным, его увидел Тимур Бекмамбетов и связался с вами через соцсети, предложил снять фильм. Не страшно было браться за такой большой проект?

Нет, потому что я был к этому готов, я этого хотел. Сам Тимур Бекмамбетов изначально задумывал эту картину не настолько масштабной. Однако мне удалось уговорить всех, от кого зависел фильм, сделать «Хардкор» большим проектом, чтобы там снимался Шарлто Копли, чтобы это было не просто 90 минут экшна.


Вы хотели первым делом получить в свой фильм именно Шарлто Копли. Почему ваш выбор пал на этого актера?

Шарлто Копли
Шарлто Копли

Мне не нужна была суперзвезда. Мне был нужен человек, который приедет и будет работать, понимать, на что подписывается. Первый попавшийся не сыграл бы то, что я хотел, и не чувствовал себя в этом формате так же органично, как Шарлто. Шарлто отличный человек, он усердно работал над этим фильмом. Мы с ним здорово подружились за те три года, пока снимался «Хардкор».


Шарлто давал вам какие-то советы или просто послушно исполнял то, что вы ему говорили?

Я никогда не против того, чтобы актер делился своими впечатлениями. Шарлто — мой главный актер, поэтому было бы странно его не выслушать. Конечно, не обязательно делать то, что он говорит, но, по-моему, задача любого хорошего режиссера — слушать талантливых людей на площадке. Двадцать человек умнее, чем один режиссер. И если выбрать что-то хорошее из того, что они тебе предлагают, фильм всегда станет лучше. Я думаю, что главная проблема многих режиссеров в том, что когда к ним приходит успех, они начинают думать, что знают все. И мы видим в кино, что это не работает. Кино — это командная игра, где нужно быть и дипломатом, и диктатором.

На съемках фильма «Хардкор»
На съемках фильма «Хардкор»

Зачем вы привлекли в фильм так много медийных персонажей, если часть из них элементарно сложно разглядеть? Например, тех же Сергея Шнурова и Кирилла Серебренникова. Это все ради имен в титрах или шумихи в прессе?

Нет, мне просто хотелось, чтобы они были в фильме. Я объяснил им идею — они согласились. Не надо было никого уговаривать.​

Они за гонорары работали или за идею?

Все по-разному.

Сергей Шнутов на съемках фильма
Сергей Шнутов на съемках фильма

Вы сами целиком написали сценарий. Чем вдохновлялись в процессе? При просмотре создается впечатление, что вы очень любите компьютерные игры.

Да, прием от первого лица используется преимущественно в видеоиграх и порнографии, так что «Хардкор» действительно может напоминать в первую очередь видеоигру. Но при этом мы ставили перед собой задачу снять именно фильм. А то, что его стилистика напоминает компьютерную игру — ну и пусть. Вдохновлялся я не только играми, но и всем, что читал и смотрел. Если составить список всего, откуда у «Хардкора» растут ноги, там будет 50-60 абсолютно разных произведений. Например, там есть «Робот-полицейский» Пола Верховена, «Тибетская книга мертвых», «Франкенштейн» и огромное количество игр.

Вы также участвовали в привлечении средств на съемки наравне с Тимуром Бекмамбетовым и продюсером Ингой Вайнштейн Смит. Финальный бюджет картины составил в результате $4 млн. Какую часть и каким способом удалось привлечь лично вам?


Около половины, может, чуть больше. Привлекал очень просто — ходил и показывал видеопрезентацию фильма. Это не так сложно, когда у тебя хорошая идея и Бекмамбетов уже «за». Я думаю, не было бы Тимура, никто бы со мной даже не разговаривал. Еще мы запустили краудфандинговую кампанию на Indiegogo, собрали там за месяц с лишним $250 тыс. на пост-продакшн.


Для вас, наверное, стало приятным сюрпризом то, что люди так поверили в проект?

Скажем так: я не стал бы этого делать, если бы не был уверен, что люди поверят. Потому что это страшное ощущение, когда ты выходишь и просишь: «Дайте нам денег закончить фильм». Мы готовились, прощупывали почву, но, конечно, здорово, что нас поддержали. Кроме того, в Indiegogo нам сказали, что это одна из самых интернациональных кампаний, которая у них когда-либо была.


Кто предложил снять фильм целиком от первого лица — вы или Тимур? Это интересный художественный прием, но спорный — многих после выхода из кинотеатра «штормит».

Это была моя задача — снять весь фильм с такой перспективы. Более того, для меня это был принципиальный вопрос. Кого-то после просмотра «штормит», кого-то нет. Я очень доволен фильмом. Я считаю, что мы сняли хорошее кино.

Режиссер Илья Найшуллер и продюсер Тимур Бекмамбетов (слева направо) во время съемок фильма «Хардкор»

Фото: (ИТАР-ТАСС/ Артем Геодакян)

Были ли какие-то сцены, которые не получилось снять из-за их сложности? И с какими техническими трудностями вы столкнулись в процессе съемок?

Мы хотели снять несколько сцен, где главному герою Генри пришлось бы много бегать по машинам. Но у нас не получилось — и пусть. Иначе Генри слишком рано начал бы вести себя как супергерой. Это было бы не очень хорошо для сюжета. Так что даже если эти сцены и удалось снять, я бы вырезал их на монтаже. А что касается технических сложностей, то даже не могу выделить что-то одно. Каждый день было что-то новое, непонятное, что приходилось срочно решать. Кино вообще сложно снимать, а мы еще и снимали фильм в формате, который никогда никто не делал. Нам было втройне тяжелее.

Трейлер фильма «Hardcore»
© (ИТАР-ТАСС/ Артем Геодакян)

Некоторые критики написали, что вы выбрали форму «от первого лица» просто потому, что вам по существу нечего сказать зрителю. Что вы можете на это возразить? И в чем общий посыл вашего фильма?

Я не буду ничего на это возражать. Пусть каждый считает так, как хочет. Если критик не видит, что это самое оригинальное кино, которое вышло в этом году в кинотеатрах, и говорит, что мне нечего сказать — то ему нечего написать. А тема фильма — мотивация, и она там неплохо раскрыта. Вообще это очень странно — описывать, о чем фильм. Фильм говорит сам за себя. Если человек не видит смысла, то либо картина плохо сделана, либо человек не очень хорошо смотрел. А разжевывать кино — не моя задача.



Но ведь бывает такое, что зритель видит то, чего режиссер вообще не имел в виду.

И это здорово! Мне не принципиально, если человек не поймет на сто процентов, что я хотел сказать. Ничего страшного, если у него будет свое мнение. Ведь не все черно-белое, как некоторые хотели бы.

Актер Данила Козловский во время съемок фильма «Хардкор»
Актер Данила Козловский во время съемок фильма «Хардкор»

Вы уже подписаны на какие-то следующие проекты?

Нет.


Будете пока ждать?

Нет, пока буду отдыхать.