Стиль
Впечатления «Настоящий детектив»
Впечатления

«Настоящий детектив»

Фото: Кинопоиск
Количество знаков, написанное западными медиа о новом многосерийнике HBO, стремится к бесконечности. И пиар-машина канала, входящего в корпорацию Time Warner, здесь совсем ни при чем — сериал вызвал настоящую, неподдельную истерию.

Он поднял продажи рассказов Роберта Чемберса, не особо известного писателя-мистика конца XIX века, прогневил феминисток однобокими персонажами женского пола, а сам Барак Обама требует у главы HBO предварительного показа следующих серий.

Критики, использовавшие абсолютно все синонимы к слову «загадочный», называют «Настоящий детектив» самой амбициозной телевизионной драмой за последнее время и употребляют в его отношении имена Дэвида Финчера, Стэнли Кубрика и Фрэнсиса Форда Копполы. «Настоящий детектив» действительно несколько выделяется из ряда даже самых качественных сериалов — это, возможно, первый удачный гибрид популярного «телемыла» и независимого, авторского, «нахмуренного» кино. Все восемь серий первого сезона написал Ник Пиццолато, а снял режиссер Кэри Фукунага (для сравнения: над сериалом «Во все тяжкие» работали 20 режиссеров и несколько команд сценаристов). Фукунага — наполовину швед, наполовину японец — имеет за спиной две полнометражные картины: брутальную гангстерскую сагу «Без имени» и вполне традиционную экранизацию классики Шарлотты Бронте «Джейн Эйр». Пиццолато издал сборник рассказов и роман. Совершенно не гнушаясь нового для обоих формата телесериала, они смастерили громоздкую и шаткую, словно из спичек, киноконструкцию, но она проявила себя на редкость устойчивой.

Нарушенный хронотоп

Сюжет сериала неспешно и грациозно перемещается туда и обратно во времени — из 1995 года, когда два детектива расследуют убийство с оккультным флером в Луизиане, в 2012 год, когда эти же двое, отошедшие от дел, дают показания другим полицейским в связи с подозрительно схожим по обстоятельствам убийством, происшедшим недавно. Эта пара детективов — сама кровь и плоть сериала. Приземленный семьянин Марти Харт и похожий на ходячего мертвеца (с философской степенью) Раст Коул — антиподы, которые странным образом притягиваются друг к другу. «Настоящий детектив» достаточно часто сворачивает с курса поиска убийцы, для того чтобы показать важность отношений, дружбы и антипатии между этой парочкой. В большинстве случаев такая небрежность к интриге вызывала бы неудовольствие зрителей, но только не здесь, когда в этих ролях задействованы артисты уровня Вуди Харрельсона и Мэттью Макконахи. Здесь мы наблюдаем настоящий тур-де-форс актерского мастерства (даже целых два) и полностью погружаемся в узнаваемые характеры антигероев. И как будто не замечаем, что большую часть времени здесь двое мужчин по очереди травят байки на камеру. Просто от этих баек становится немного не по себе.

Несмотря на то что многие классифицируют «Настоящий детектив» как нуар, большая часть действия происходит при дневном свете, на богатой натуре, с гипнотическими панорамными съемками и ненасыщенной цветовой палитрой. Темы, которые поднимаются здесь, нельзя назвать стандартными для сериала о буднях полицейских: история, память, религия, время, смерть, тщетность. Но после каждого взлета неминуемо следует столь же резкий спуск обратно в жанр: обнаженная плоть, злоупотребление веществами, перестрелки, драки. И создателями повсюду заботливо разложены так называемые пасхальные яйца — небольшие зацепки и ключи к разгадке, которых внимательный зритель наберет целую коллекцию по мере просмотра. Будто бы Пиццолато позаимствовал творческий метод как у Кубрика, для съемок «Сияния» изучавшего книгу о действии рекламы на подсознание, так и у уже упоминавшегося Чемберса: в его сборнике «Король в желтом», вышедшем ровно за 100 лет до времени первого убийства в сериале, периодически цитируется одноименная пьеса из двух актов. Пьеса на всех читателей производила одинаковый эффект: первый акт их гипнотизировал, второй — сводил с ума. «Настоящий детектив» действительно от и до пропитан лавкрафтовским мраком и обещанием какого-то космического страха — и довольно значительная порция зрителей на полном серьезе ждут в финальных сериях появления самого Ктулху.