Стиль
Впечатления Зачем Сальвадор Дали разменивался на журнальные обложки
Впечатления

Зачем Сальвадор Дали разменивался на журнальные обложки

Фото: Пресс-материалы
В 1934 году выходец из России Алексей Бордович стал арт-директором Harper’s Bazaar – журнала, тогда мало кому известного. Чтобы исправить ситуацию, Бордович привлек к работе над номерами самых эпатажных людей того времени. В том числе Сальвадора Дали.

Дали заказали несколько иллюстраций для журнала. Такая затея была рискованной для женского издания. Но Бордович не прогадал – Harper’s Bazaar приковал к себе внимание публики, а Сальвадор Дали понял, что и с глянцем можно сотрудничать.

В 1939 году заполучить обложку от Дали захотел уже Vogue. И в последующие годы повторил этот опыт многократно. Самой известной стала обложка послевоенного рождественского номера Vogue 1946 года. До этого праздничные номера издания украшали изображения красоток, кутающихся в меха, или фотографии заснеженных зданий. Использование сюрреалистической картины Дали «Рождество» оказалось гениальным ходом – оно укрепило позиции журнала как модного и прогрессивного, а сама обложка вошла в число лучших в истории глянца.

С тех пор Дали редко когда отказывался от сотрудничества с медиа. Художник поучаствовал в создании дизайна 74 газет и журналов. Но лавров иллюстратора и арт-директора ему было мало. В 1945 году Дали выступил в качестве главного редактора и выпустил псевдогазету Dali News: шутливый обыгрыш нью-йоркской Daily News. На обложке художник изобразил корону и надпись в завитушках: «Гала превыше всего» (Гала – жена Дали). А сама газета на четырех полосах от строчки до строчки была посвящена словам, поступкам, идеям и чудесам Дали.

Выставка «Сальвадор Дали и медиа» в Московском музее современного искусства «от строчки до строчки» посвящена карьере гениального провокатора в мире газет и журналов. Экспозицию поделят на два блока. Первый – Дали как герой передовиц, статей и интервью. На одной только обложке журнала Life художник появлялся двенадцать раз. Второй – Дали как автор обложек, растиражированных на тысячи копий. Причем и в том, и в другом случае сюрреалист использовал СМИ для популяризации собственного творчества.

Удавалось ему это блестяще: то, что сегодня знаменитости делают при помощи многочисленных агентов, Дали делал сам. Разве что беспрекословно следовал советам любимой Галы, присутствие которой на иллюстрациях для журналов даже не обсуждалось.


Анастасия Новикова


«Сальвадор Дали и медиа»
Московский музей современного искусства,
Гоголевский бул., 10  
С 30 октября 2014-го по 1 февраля 2015-го