Цена быстрой моды: как избежать последствий для окружающей среды
Из чего сделано ваше платье?
Быстрой модой называют обновление ассортимента бренда по несколько раз в сезон. Производители стараются ускорить процессы производства и доставки, а также снизить цены, чтобы покупатель получил модную одежду и обувь в кратчайшие сроки и недорого.
Одежда из натуральных материалов стоит дороже, поэтому большинство вещей в масс-маркете производятся из синтетики. В тканях типа полиэстера, нейлона и вискозы есть свои плюсы. Но для окружающей среды их использование влечет за собой негативные последствия. При стирке микроволокна таких вещей попадают в воду, не задерживаются в очистительных сооружениях и в итоге оказываются в океанах. Молекулы настолько малы, что не причиняют видимого вреда человеку, но накапливаются в организме людей и животных, создавая проблемы в будущем. Даже натуральные волокна могут навредить природе. По словам Джейсона Форреста, эксперта британской академии Fashion Retail, для создания одной пары джинсов требуется 20 тыс. литров воды.
Кто сшил эту юбку?
Многие покупатели отдают предпочтение дешевым вещам, не задумываясь о том, как они производятся. Некоторые недобросовестные производители до сих пор делают выбор в пользу финансовой выгоды, а не этичности. Так, в Китае и Бангладеш часто используют наемный труд тысяч работников, чаще всего женщин и детей, которые трудятся в суровых условиях за минимальную плату. Иногда это приводит к плачевным последствиям, как в случае обвала фабрики в Бангладеш в 2013 году, когда администрация приказала эвакуировать работников, а производитель посчитал нужным оставить их на местах, чтобы не терять прибыль.
Бренды не всегда отслеживают весь процесс от добычи сырья до отправки вещи в магазин или покупателю. Лара Бьянки, академик из бизнес-школы Манчестерского университета, считает, что производители должны взять на себя ответственность за всю цепочку поставок и контролировать в том числе начальные этапы. Бьянки утверждает, что быстрая мода повлияла на экономику бедных стран, дав людям рабочие места, но при этом нарушив права трудящихся.
Во что упакован этот свитер?
Приверженцы этичного потребления привыкли отказываться в магазине от пластиковых пакетов. Но с доставкой дело обстоит иначе: продавец обязан упаковать вещи так, чтобы вы получили их в целости. Люди редко придают значение пластику, в который закутан каждый элемент одежды в посылке, а статистика поражает.
Британский бренд ASOS, организующий доставку одежды, обуви и косметики, использует более 59 млн почтовых пакетов для отправки интернет-заказов. Компания ищет пути для сокращения использования пластика. Например, в 2016–2017 годах им удалось снизить использование упаковки на 18% при росте поставок на 29%. Если есть возможность, попросите продавца не класть вещи в дополнительную упаковку или забирайте покупки из офлайн-магазина, минуя отправку по почте и курьером.
Куда деваются старые брюки?
Во времена дефицита поношенной одежде находили применение в быту: делали пеленки, тряпки для уборки, шили коврики и лоскутные одеяла. Сейчас некоторые предпочитают просто выбрасывать ненужные вещи. Их уничтожение приводит к выбросу парниковых и токсичных газов в атмосферу, загрязняет воздух, воду и землю. Некоторые свалки годами растут без перспективы исчезнуть.
Если вы решили ответственно подходить к вопросу сохранения экологии, позаботьтесь о том, чтобы вещь использовалась как можно дольше. Можно отдать одежду на благотворительность, даже если раньше вы никогда этого не делали. По данным британской благотворительной организации Love Not Landfill, треть людей нового поколения в возрасте до 24 лет никогда не сдавали вещи на переработку. Самое время начать! Кстати, современные дизайнеры предлагают немало вариантов модной одежды и обуви из переработанных материалов.
Как эта куртка к вам попала?
Согласно отчетам BBC, почти две трети покупателей, совершивших покупку в Сети, возвращают как минимум один товар из заказа. Грузовики выезжают со склада производителя на крупные склады поставщика, затем на местные региональные, а потом развозят заказы по адресам.
В результате тысячи машин ежедневно преодолевают гораздо большие расстояния, чем могли бы при осознанном подходе со стороны покупателей. Главное правило в вопросах обновления гардероба — это сопереживание наемным работникам и забота о ресурсах. Не заказывайте больше, чем сможете купить, старайтесь не отменять и переносить доставку в последний момент и покупайте в интернет-магазинах все необходимое сразу, а не по паре вещей раз в неделю.
Не пора ли сбавить темп?
В противовес появившейся в последние десятилетия быстрой моде стремительно развивается медленная мода — движение, призывающее соблюдать вышеописанные правила. Термин ввела в оборот писатель и дизайнер Кейт Флетчер. Движение отвергает массовое производство и признает только вещи, созданные вручную индивидуально. Последователи медленной моды предпочитают покупать винтажные вещи, бойкотируют масс-маркет и выбирают универсальную одежду, которая будет стильной вне зависимости от модных тенденций и последних дизайнерских решений. Представители направления учатся самостоятельно шить, ремонтировать и перерабатывать одежду, чтобы покупать реже и меньше.