Впечатления, 07 окт, 15:25

Что смотреть на выставке «Травма и перерождение» в галерее Anna Nova

В Петербурге в рамках биеннале частных коллекций до 12 октября проходит выставка работ из собрания мецената Зои Галеевой
Читать в полной версии
(Фото: Алексей Боголепов)

В галерее на улице Жуковского проходит масштабный смотр коллекции современного искусства. На трех этажах — 77 работ, в том числе художников, представленных в Anna Nova: Марии Агуреевой, Александры Гарт, Саши Кокачевой, Хаима Сокола, Ильи Федотова-Федорова и Димы Филиппова. А также произведения Патриции Айрес, Исаака Чонг Вая, Дэвида Лашапеля, Евгения Антуфьева, Лизы Бобковой, Кирилла Гаршина, Ирины Кориной, Егора Федоричева и многих других.

Выставка предлагает зрителю погрузиться в пространство собственного подсознания, опираясь на знаменитую и широко растиражированную среди самых разных слоев населения концепцию «тени» Карла Густава Юнга. Согласно ей, коллекционирование превращается в ритуал самопознания, где каждое приобретенное произведение — это материализованный фрагмент внутреннего «я» коллекционера. Таким образом, собрание картин становится картой скрытых желаний, страхов и устремлений его владельца.

Эту карту зрителям предлагают рассмотреть в трех измерениях: коллекция как сад, коллекция как голем и коллекция как сон.

Выставка «Травма и перерождение» (Фото: Алексей Боголепов)

Коллекция как сад

Прямо у входа в этот воображаемый сад лежит воздушный змей петербургской (в прошлом) художницы Лизы Бобковой — работа «Милый, наш воздушный змей упал». Жесткие крупные медные трубы змея ярко контрастируют с трогательным образом, обозначенным в названии, вызывая к жизни размышления на тему внешней хрупкости при внутренней стальной структуре.

Художница Лиза Бобкова — о важности слов в искусстве и жизни

Следующим неожиданным контрапунктом выступает соседство работы почетного московского концептуалиста Ильи Кабакова «Рот» со знаменитой фотографией главного гламурного фотохудожника нулевых Дэвида Лашапеля — «Анджелина Джоли в маковом поле». Появление маков в контексте «Травмы и перерождения» более чем объяснимо. Как писал медиадиректор галереи Tate Уилл Гомперц в своей книге «Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси», «маки растут на потревоженных землях» — на полях сражений и других травмированных территориях. К тому же сам образ Джоли в массовой культуре травмировал многих, став своеобразной «агонизирующей реальностью» по Бодрийяру, которую пытаются копировать и воспроизводить, подвергая лица и тела опасным изменениям.

В следующем зале «сада» сознательно зарифмованы бронзовые вазы Евгения Антуфьева, известного созданием артефактов прошлого, которого никогда не было, и настоящий китайский сосуд в форме лотоса XII–XIII веков н.э. — его докупили специально для этой выставки, как рассказала коллекционер.

Работы вступают в диалог, предлагая задуматься о том, насколько прошлое вообще реально и так ли важны его вещественные доказательства. А лотос, плотно нагруженный отсылками к разным культурам, где символизирует и просветление, и плодородие, и чистоту, и что только не, важен для концепции сада как наглядный пример красивого цветка, прорастающего из любого грязного болота.

Коллекция как голем

Поднимаясь на второй этаж и одновременно опускаясь глубже в подсознание, зритель встречает двух гигантских деревянных идолов — снова авторства Антуфьева. Эти мифические псевдодревние истуканы охраняют вход в глубины ида, который Фрейд называл хаосом и бурлящим котлом возбуждений.

За идолами армия других големов: голова безликого воина, удивительные пластические скульптуры Патрисии Айрес, деконструирующие женский образ и собирающие его заново из каких-то тряпочек, ниточек, пепла и даже мясницких крюков, мрачное бесформенное лицо «Норма» Никиты Селезнева, которое только в этом году выставляли в Париже, а за шторкой — видео арт-группы «Провмыза», художников этого года по версии ярмарки Cosmoscow.

Арт-группа «Провмыза»: «Важно, чтобы была острая взбудораженность»

Отойти от тревожных впечатлений помогает «Шкаф с лыжами» художницы Ирины Кориной, в который хочется спрятать все внутренние травмы и перерождения и поплотнее прикрыть дверцу. Шкаф стоит словно на границе между вторым и третьим этажом, на стыке между сознанием и бессознательным — мостиком между которым, согласно Юнгу, выступают сновидения.

12 главных выставок осени: Малевич, Куинджи, Пивоваров и Крайний Север

Коллекция как сон

Первое впечатление от третьего этажа выставки обманчиво — жизнерадостная палитра вводит в заблуждение, особенно на фоне грязноватых стен доходного дома Мюллера, виднеющегося в окнах.

Приглядевшись, почувствуем снова тревоги и волнения. «Яблоко» Константина Верина — то ли кресло, то ли чудовище. «Хроника Птицелюдья» Хаима Сокола — люди с птичьими головами, отсылая нас к религиозной традиции, сами по себе полны фрустраций и страхов. Фотофиксация работы Тимофея Ради напоминает: «Всё это не сон». На другой его фотографии — будущее горит. На снимке Тимофея Парщикова полыхает настоящее. Шестичастное панно «Фотосинтетическое тело» Кирилла Гаршина — то ли мем «мой сон при температуре 39 градусов», то ли метафизическая биография, написанная на трехметровой липовой доске.

Константин Верин, «Яблоко» (Фото: Алексей Боголепов)

Возможная разгадка и развязка драматургии всей выставки — в названии большого полотна художницы Саши Кокачевой, а точнее в названии серии — «Это ловушка. Это место — нигде, и это навсегда».

Тем не менее эта насыщенная и работами, и впечатлениями выставка — редкая возможность увидеть произведения из частного собрания, которое репрезентует очень разных и интересных художников. Возможность, которую было бы ошибкой упустить.